Русский писатель Л. Толстой
утверждал, что истинно счастливым становится тот человек, который
осознает, что все, что у него есть, это и есть все, что ему надо.
Черпнем из источника: В Коране и хадисах пророка неоднократно
содержатся сведения о необходимости мусульманам упования во всех делах
на своего Господа: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (Сура
Развод, аят 3) «Пусть же верующие уповают только на Аллаха!». (Сура
Ибрагим, аят 11) Пророк Мухаммад сказал: «Если бы вы уповали
на Аллаха должным упованием, то он вас наделил бы пропитанием так же
как и птицу утром улетающую с пустым желудком, а вечером возвращающейся
с полным». Активность или пассивность. Осмысление человеком
сущности упования упирается в два «непреступных» вопроса: опираться на
Аллаха или на самого себя!? Отвечая на первый вопрос в голове возникают
ассоциации пассивного характера. «То бишь, если я буду уповать на
Аллаха, то мне надо ждать «манны небесной» которая упадет сама». Если
же дилемму разрешить ответом на второй вопрос, то возникает вопрос о
степени участия всезнающего Аллаха. А тут как говорится и не далеко до
неверия, которое как муравей в темноте ползет всегда рядом. Как быть!?
Случай из жизни пророка. Сподвижник Али, передает следующее: «Когда мы
сидели вокруг пророка, мир ему, у него была веточка, которой он
проводил по земле. Затем он обратился к нам сказав: «Нет никого из вас
место, которого в аду или в раю уже не записано». Один из нас сказал: -
«Так не положится ли нам на то, что уже записано и не предпринимать
каких-либо действий о посланник Аллаха!» «Нет, – ответил пророк.
Действуйте и каждому из вас будет облегчено то, для чего он был
создан». Затем прочел аят Корана: Тому, кто делал пожертвования и был
богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему
(Сура Ночь, аят 5-7)». (Муслим) Из хадиса следует, что в
уповании на Аллаха должны сочетаться два компонента вместе: опираться
на Аллаха и действовать самому. Тем самым человек обретает сознание
Всемогущества Аллаха, являющемся управителем всех событий и процессов.
А свою собственную жизнь он начинает рассматривать как итог неких
условий и обстоятельств, которые ему предписал Аллах и, как
закономерный результат своих собственных действий или бездействия в
ключевые моменты жизни. «Воистину, Аллах не меняет положения людей,
пока они не изменят самих себя». (Сура Гром, аят 11)
Практическое воплощение! В уповании должна выявляться причинно
следственная связь, проявляющая в следующем принципе: «На нас упование
и создание причин в делах нашего жизнеустройства, а результат за
Аллахом». И, конечно же, после всего этого остается быть
удовлетворенным решением Аллаха относительно достигнутого и имеющегося.
Воистину именно эту глобальную ипостась человеческой жизни подметил
Л.Толстой крылато выразившись: «истинно счастливым становится тот
человек, который осознает, что все, что у него есть, это и есть все,
что ему надо».
Асад аль Кудали взято с сайта Исламская цивилизация!
|