Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху со многими мольбами (дуа), связанными с благим характером. О Аллах, приведи меня к благому характеру, никто не ведет к благому характеру, кроме Тебя… Муслим О Аллах, я ищу убежища у Тебя от дурного характера, дел и страстей! Ат-Тирмизи О Аллах, Ты сотворил меня в совершенном виде, так сделай совершенным мой характер. Ахмад
О Аллах, я ищу убежища у Тебя от слабости и лени, от трусости и
жадности, от дряхлости и жестокости, от небрежности и обнищания, от
унижения и оскорбления. И я ищу убежища у Тебя от бедности и неверия,
от греховности, разобщения и лицемерия, от известности и показухи…
Ахмад, Малик, Аль-Баззар, Хайсами, а Ибн 'Абду-ль-Барр заверил
достоверность этого хадиса. Ниже мы приводим выдержку из работы
Ибн Аль-Кайима, "Великолепное путешествие". В ней приводятся три
условия, необходимые для приобретения благих манер, надлежащего
характера, контроля над нафсом (душа) и достоверного знания. Три условия приобретения превосходных манер
Это — один пример превосходных манер, которыми Аллах Всевышний одарил
Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). Он описал его: "…
и, поистине, ты (Мухаммад) — великого нрава". (68:4) Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала о нем: "Его характером был Коран". (Муслим, Абу Дауд, Ахмад) Подобный превосходный характер не может быть достигнут без соблюдения трех условий:
1. Должно быть хорошее основание. Если человек имеет грубый и сухой
характер, то ему будет трудно достигнуть этого (превосходства
характера) через знание, волю, или практику. С другой стороны,
умеренный и ровный характер — готов к посеву и всходу (т. е.
приобретению превосходного характера). 2. Душа должна быть сильна
и способна к преодолению позывов лени, греховности и страсти. Эти вещи
противоречат совершенствованию, и душам, которые не могут нанести
поражение им, всегда быть разбитыми и побежденными. 3.
(Необходимо обладать) проницательным пониманием сути дел, позволяющим
человеку расставить их (дела) на соответствующие места, и различать
между искрой и тлением, между стеклом и драгоценным камнем. Если
эти три качества наличествуют в человеке, и помощь Аллаха дарована ему,
то он будет среди тех, чье превосходство было предопределено и кому
обеспечена забота Аллаха.