Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!
Хвала Аллаху! Его мы восхваляем, Его просим о помощи, и молим Его направить нас на путь Истины и счастья!
Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Аллах Субханаху ва Та’аля послал Своего посланника с руководством и
истинной религией, и нет пути, кроме того, с чем он пришел. И нет
сомнений в том, что каждому необходимо уверовать во все то, с чем
пришел посланник. По поводу таухида мы твердо убежденными с помощью
Аллаха говорим, что Аллах Един и нет у него сотоварища.
Таухид – это первое к чему призывали посланники. Всевышний сказал: «Мы
послали Нуха (Ноя) к его народу, и он сказал: «О мой народ!
Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме
Него»(аль-А’раф, 59). Худ, мир ему, своему народу сказал: «О мой народ!
Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме
Него»(аль-А’раф, 65). Салих, мир ему, своему народу: «О мой народ!
Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме
Него»(аль-А’раф, 73). Ша’айб, мир ему, своему народу:«О мой народ!
Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам
явилось ясное знамение от вашего Господа»(аль-А’раф, 85). Всевышний так
же сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь
Аллаху и избегайте тагута!» (ан-Нахль, 36). Посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было велено
сражаться до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества,
кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха»(Хадис согласован о
достоверности, приводится от Ибн ‘Аббаса и др. асхабами. «ас-Сахиха»,
(406). Поэтому является достоверным, что первой обязанностью взрослого,
половозрелого человека является свидетельство о том, что нет божества,
кроме Аллаха. Таухид делится на три вида:
Первый: то,
что входит в имена и качества Всевышнего. Воистину, некоторые отрицали
качества Всевышнего, наподобие Джахма б. Сафуана ас-Самарканди и тех,
кто ему последовал. Они говорили: «Утверждение качеств влечет за собой
обязанность уподобления Его творениям». Это известные дурные и
греховные слова. Воистину, утверждение абстрактных качеств не приводит
к тому, что Ему приписывают образ. Это заблуждение привело христиан к
обожествлению ‘Исы.
Второй: то, что входит в господство
Всевышнего. Утверждение того, что Всевышний является Творцом всего
сущего. Всевышний говорит: «Посланники говорили им: «Неужели вы
сомневаетесь в Аллахе – Творце небес и земли?»(Ибрахим, 10). Это то,
что отрицал фараон, а Муса ему сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной,
а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных
знамений»(аль-Исраъ, 102). Так же Аллах поведал о нем и его народе:
«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были
убеждены в их правдивости» (ан-Намль, 14). Но это утверждали
арабы-многобожники, к которым был послан Мухаммад, да благословит его
Аллах и приветствует. Всевышний говорит: «Если ты спросишь их: «Кто
сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах»(Лукман, 25)
«Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы
знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните
назидание?» (аль-Муъминун, 85, 86). Но это не ввело их в Ислам.
Третий: то, что входит в поклонение Аллаху. Это является тем видом
единобожия, который требуется от тех, кто говорит: «Нет божества, кроме
Аллаха»(Хадис согласован на достоверности. Приводится от Абу Хурайры в
«Ирваъ аль-галиль» (1220). Это тот вид единобожия содержит в себе
единобожие господства Всевышнего. Аллах в Коране говорит: «Обрати свой
лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с
которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению.
Такова правая вера, но большинство людей не знают этого. Обращайтесь к
Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе
многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и
стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет. Когда людей
касается зло, они начинают взывать к своему Господу, обращаясь к Нему с
раскаянием. А затем, когда Он дает им вкусить милость от Него, часть из
них начинает приобщать сотоварищей к своему Господу. Это происходит для
того, чтобы они проявили неблагодарность за то, чем Мы их одарили.
Пользуйтесь благами, и скоро вы узнаете. Разве Мы ниспослали им
доказательство, которое говорило бы им о тех, кого они приобщают в
сотоварищи к Нему? Когда Мы даем людям вкусить милость, они радуются
ей. Когда же зло постигает их за то, что приготовили их руки, они
тотчас приходят в отчаяние» (ар-Рум, 30-36).
Коран
полностью состоит из единобожия, например, сура аль-Фатиха: «Хвала
Аллаху, Господу миров»- таухид, «Милостивому, Милосердному»
-таухид,«Властелину Дня воздаяния!»- таухид,«Тебе одному мы поклоняемся
и Тебя одного молим о помощи»- таухид,«Веди нас прямым путем» - таухид,
связанный с просьбой о пути людей таухида (единобожников)«путем тех,
кого Ты облагодетельствовал» «не тех, на кого пал гнев, и не
заблудших»- тех, которые отделились от таухида.
Так же
Всевышний в Коране говорит: «Аллах засвидетельствовал, что нет
божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он
поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного,
Мудрого. Воистину, религией у Аллаха является Ислам»(Али ‘Имран, 18,
19). Это – утверждение о единобожии и ответ всем заблудшим.
Так же Он говорит: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому,
кроме Него»(аль-Исраъ, 23).Аллах сказал:«Не поклоняйтесь двум богам,
ибо есть только один Бог»(ан-Нахль, 51). Всевышний так же сказал: «А
ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как
единобожники» (аль-Байина, 5). «А ведь им было велено поклоняться
только одному Богу, кроме которого нет иного божества»(ат-Тауба, 31).
Что касается Его качеств, то «Нет никого подобного Ему, и Он –
Слышащий, Видящий»(аш-Шура, 11). Ахлюс-Сунна единогласны в том, что
Аллах ни кому не подобен будь то в сущности, качествах или делах. Но
схожие слова, в которых выражаются качества Аллаха, приводят к
философскому пониманию этих качеств, хотя разум творений ограничен, а
качества Аллаха не подобны качествам Его творений. Примером тому
является этот аят. Всевышний говорит: «Нет никого подобного Ему», где
Он дает ответ тем, кто говорит об уподоблении Всевышнего Его
творениям«и Он – Слышащий, Видящий», в котором Он дает ответ тем, кто
отрицает Его качества. Тот, кто говорит о подобии качеств Творца с
качествами Его творений, он – порицаемый лжец. Этот аят – ответ тем,
кто отрицает качества Всевышнего и говорит, что у Него нет силы, нет
знания, нет жизни, т.к. этими качествами обладают Его рабы. Об этих
качествах говорится в Коране и хадисах, и мы не говорим, что признание
их требует уподобления кому-либо или что это уподобление и поэтому надо
их отрицать. Этими именами называются и творения, но имена творений не
подобны именам Творцу. Он назвал себя: Живым, Знающим, Сильным,
Сострадательным, Милостивым, Знатным, Мудрым, Слышащим, Видящим,
Верным, Гордым. И многие рабы названы этими именами и сказал: «Он
извлекает живое из мертвого и извлекает мертвое из живого» (аль-Ан’ам,
95, ар-Рум, 19). «Они обрадовали его вестью о знающем
мальчике»(аз-Зарият, 28). «Тогда Мы обрадовали его вестью о выдержанном
мальчике» (ас-Саффат, 101). «Он добр и милосерден к верующим»(ат-Тауба,
128). «Жена знатного мужа сказала»(Юсуф, 51). «…перед ними находился
царь» (аль-Кахф, 79). «Неужели верующий подобен нечестивцу?»(ас-Саджда,
18). Известно, что не подобны между собой Живой с живым, Знающий со
знающим, Знатный со знатным, так и с другими именами и качествами
Всевышнего. Всевышний сказал: «Они постигают из Его знания только то,
что Он пожелает»(аль-Бакара, 255).«Самка может зачать или родить только
с Его ведома»(Фатыр, 11). Те, кто отрицает такие качества Аллаха,
которыми Он Сам Себя охарактеризовал, как довольство, гнев, любовь и
др., сами уподобляют Его творениям и придают Ему тело!!!
«Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»(аш-Шура, 11). Этот
аят – ответ тем, кто приравнивает Аллаха к творениям, без отрицания
качества, как это делают приверженцы нововведений. Абу Ханифа, да
смилостивится над ним Аллах, в «аль-Фикх аль-акбар» сказал: «Не подобен
Он ни кому из Своих творений, и не подобен Ему ни кто из Его творений».
А после этого он сказал: «И все Его качества расходятся с качествами
творений: Его знание не подобно нашему знанию, Его сила не подобна
нашей силе, Его видение не подобно нашему видению».
«Шарх «аль-‘Акыдат-Тахауия»
Ибн Абиль-‘Изз аль-Ханафи
www.pavlodarmuslims.com