Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Свое имя — Абд ар-Рахман ибн Сахр — он получил от посланника Аллаха
после принятия Ислама. В эпоху язычества его звали Абд Шамсом — «рабом
солнца». Родом он был из известного племени Даус аль-Азди из Йемена,
которое существует и по наши дни. Его семья прозвала его Абу
Хурейрой — «владельцем котенка». Однажды, когда он пас овец, он нашел
дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял
нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его
родственники услышали мяуканье и спросили: «Что это?» Он ответил:
«Котята». С того дня его и прозвали Абу Хурейрой. Среди своего
племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались
ему от его дяди по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего
племени, и после принятия им Ислама пророк оставил его на этой
должности. Его дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса. ВНЕШНИЙ ВИД И ХАРАКТЕР
Абу Хурейра был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами.
Между верхними резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким,
жизнерадостным и веселым человеком, любил носить льняную одежду и
черную чалму. ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МЕДИНУ Племя Даус
было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские
племена. Покровителем Дауса считался Зуль-Хулса — идол, которому
поклонялись члены племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с
появлением призыва к единобожию, принесенного из Мекки
ат-Туфейлем ибн Амром — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком
из племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с
посланником Аллаха, а затем вернулся к своему народу, призвав его к
Исламу, и все они уверовали благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра.
Позднее, незадолго до покорения Мекки, он переселился к посланнику
Аллаха в Медину. Тогда Абу Хурейра был еще молодым человеком, не
достигшим тридцати лет, однако не следует удивляться, что он был
сообразительным, имел живой ум, прекрасную память и крепкую веру. Они
сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только на самого себя.
Его поразительная память была следствием аскетизма и отдаленности от
мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: «Я вырос сиротой и совершил
хиджру бедняком». ДОСТОИНСТВА АБУ ХУРЕЙРЫ И ОСТАЛЬНЫХ СПОДВИЖНИКОВ ПРОРОКА
Переселение Абу Хурейры к пророку и присоединение к его сподвижникам
позволили ему достичь огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал
ему честь .быть сподвижником Своего посланника, и он заслужил
вознаграждение, обещанное всем сподвижникам пророка. Всевышний Аллах
сообщил об этом в Своем Откровении: «Мухаммад — посланник Аллаха,
и те, которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между
собой...» (Священный Коран. Сура «аль-Фатх» («Победа») 48:29). В одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний сказал:
«Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров (мусульман, переселившихся
из Мекки. — Ред.) и ансаров (мединских мусульман. — Ред.), которые
последовали за ним в трудный час...» (Сура «ат-Тауба»
(«Покаяние») 9:117) Абу Хурейра также является мухаджиром, совершившим
переселение к посланнику Аллаха из родного Йемена. Пророк сказал:
«Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото
количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней,
пожертвованной ими, и даже с ее половиной» («аль-Джами' ас-Сахих»
(«Сборник достоверных хадисов») имама аль-Бухари. Том 5, с. 10).
Поэтому любовь к сподвижникам пророка, да будет доволен ими Аллах, и
обращение к Аллаху с молитвой об их прощении относятся к основам
чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас, двоюродный брат посланника
Аллаха по отцу, сказал: «Не ругайте сподвижников Мухаммада, да
благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их пребывания
рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет» («аль-Акида»
(«Вероубеждение») имама ат-Тахави, с. 398); Всевышний Аллах сказал:
«Те, которые пришли после них, говорят: «Господи, прости нам и братьям
нашим, которые опередили нас в вере, и не утверждай в сердцах наших
злобы к тем, которые уверовали) Господи наш, ведь Ты — Мягок,
Милостив!» (Сура «аль-Хашр» («Собрание») 59:1.0) Таким образом,
нам повелено только молить Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах
также сказал: «Так Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы
были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем
относительно вас...» (Сура «аль-Бакара» («Корова») 2:143)
Всевышний Аллах призвал нас придерживаться прямого пути, веры, знаний,
братства, согласия и любви, которым следовали сподвижники, сказав:
«А кто станет противиться посланнику после того, как стал ему ясен
прямой путь, и последует не по пути верующих, того Мы обратим к тому, к
чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Как скверно это
пристанище!» (Сура «ан-Ниса'» («Женщины») 4:115) Имам ат-Тахави в
своем труде об исламском вероубеждении, авторитет и достоверность
которого признали ученые всех мазхабов, писал: «Мы любим сподвижников
посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не
проявляем чрезмерность в нашей любви к ним и не отрекаемся ни от одного
из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или недостойно о них
отзывается. Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь к ним —
это часть религии, веры и ихсана (высшей степени веры. — Прим. пер.), а
ненависть к ним — прямая противоположность вышеупомянутому...»
(«аль-Акида», с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждым
мусульманин. Посланник Аллаха обратился к Всевышнему с молитвой
за племя Даус, сказав: «О Аллах! Наставь Даус на прямой путь и приведи
их в Ислам!» Тогда Абу Хурейра уже был верующим, однако благословение
молитвы пророка не миновало его. Об этом свидетельствуют слова
посланника Аллаха, который подчеркнул превосходство мусульман Йемена,
сказав; «Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали
жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...» (аль-Бухари, 5/219).
Абу Хурейра и его мать были удостоены и особой молитвы посланника
Аллаха. Он сказал: «О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать
любимыми для Своих верующих рабов, и сделай верующих любимыми для них!»
(«аль-Джами' ас-Сахих» имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу
Хурейре и его матери является одним из признаков искренней веры.
Однако подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру когда он поселился в
ас-Суффе — тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями
ее были бедные мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища,
помимо мечети. Их единственной заботой было изучение Корана и религии
Аллаха. Ас-Суффа была первой школой Ислама, а окрепших в ней
верующих Аллах удостоил Своей похвалы в Священном Коране и повелел
мусульманам быть добродетельными к ним: «...Для бедных, которые терпят
нужду на пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий
почтет их, по скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам:
они не просят докучливо...» (Сура «аль-Бакара» («Корова») 2:273)
Аллах также повелел Своему посланнику держаться вместе с теми
бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и
повиновение ему днем и ночью: «Терпи душой с теми, которые
взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...» (Сура
«аль-Кахф» («Пещера») 18:28) ЛЮБОВЬ К ПРОРОКУ И НЕРАЗЛУЧНОСТЬ С НИМ
Абу Хурейра сильно любил посланника Аллаха. Однажды он признался ему:
«О посланник Аллаха, когда я вижу тебя, душа моя становится счастливой,
а глаза отдыхают» («Муснад» имама Ахмада 2/323). Эта любовь полностью
овладела им, и он отдавал предпочтение тому, чтобы услышать один хадис
из уст посланника Аллаха, перед тысячью рачатами дополнительной
молитвы. Он говорил: «Одна часть постигаемых Нами знаний любезнее для
нас, чем тысяча рак'атов». Страстная любовь к посланнику
разгоралась в нем, когда упоминалось его имя. После смерти посланника
Аллаха он не мог одерживать себя и был готов разрыдаться до потери
сознания при его упоминании. («аль-Джами' аль-Кабир» «Большой сборник
хадисов») имама ат-Тирмизи 9/226). Являясь частью его веры, глубокая
любовь к пророку в сердце Абу Хурейры побудила его всецело отдаться
непрерывному общению с посланником Аллаха — не только в мечети и
ас-Суффе, но и в походах и путешествиях, на базаре и при навещении
больных. Он держал поводья его верблюдицы, помогал ему дома и в дороге.
Он очень часто спрашивал пророка о том, о чем не интересовался никто
иной. Это позволило Абу Хурейре узнать о многих деяниях пророка, о
которых не ведали большинство сподвижников. Посмотрите на его
рвение к знаниям: когда посланник Аллаха раздавал трофеи, он спросил
его: «Разве ты не попросишь у меня доли из этих трофеев?» Он ответил:
«Я прошу лишь научить меня тому, чему научил тебя Аллах». Всевышний и
Всеведущий Аллах знал правдивость его слов, и он стал одним из великих
ученых. ГОЛОД НА ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ ЗНАНИЙ Он жил в ас-Суффе —
бедный, без имущества, без крова, без занятия. Как и другие обитатели
ас-Суффы, он довольствовался наставлением на прямой путь, которым
одарил его Аллах. Он посвятил себя неразлучному следований за
посланником Аллаха ради того, чтобы услышать все, что он говорил, и
запомнить это для того, чтобы научить этому других. Иногда он проводил
несколько дней без еды и терял сознание из-за голода. Подобным
самопожертвованием сподвижники пророка воспитывали собственные души —
так выросли поколения, покорившие Сирию, Персию, Ирак и другие страны.
Их стремления были обращены не к тому, как наполнить свои животы, а к
познанию религии и повиновению Аллаху и Его посланнику. Однажды Али ибн
Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, войдя в комнату своей жены
Фатимы, дочери посланника Аллаха, увидел, что аль-Хасан и аль-Хусейн
плачут. «Отчего они плачут?», — спросил он. Фатима ответила: «От
голода» («Китаб ас-Сунан» («Книга хадисов Пророка») имама Абу Дауда
1/398). ДЖИХАД НА ПУТИ АЛЛАХА Абу Хурейра принимал участие
во всех сражениях посланника Аллаха, кроме битв при Бадре, Ухуде и
сражения у рва, потому что он переселился к пророку после них. Он
участвовал в битвах при Хейбаре и Зат ар-Рика'; в покорении Мекки, в
походах на Табук и Му'та и других. Он сражался с вероотступниками в
эпоху правления халифа Абу Бакра, позднее участвовал в битве при
Йармуке, походах на Армению и Джурджан. В боях за истину он проявил
себя крепким бойцом и верным мусульманином. ВЫСОКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Абу Хурейра получил от пророка прекрасное воспитание в духе веры в
Аллаха. Оно неоднократно проявлялось при различных обстоятельствах в
течение его жизни. Иногда пророк давал ему наставления, говоря: «О Абу
Хурейра! Будь богобоязнен, и ты будешь лучшим в поклонении Аллаху!
Довольствуйся малым, и ты будешь самым благодарным из людей! Желай
людям того, чего ты желаешь самому себе, и ты станешь верующим! Будь
благодетелен к своим соседям, и ты станешь мусульманином! И меньше
смейся, ибо частый смех губит душу...» («Китаб ас-Сунан» имама Ибн
Маджи 2/141). Абу Хурейра всегда помнил это завещание. Он был
богобоязнен, аскетичен, далек от мирских удовольствий, богатства и
искушений. Он любил людей, обучал их и внимательно заботился о них. Он
был добродетелен к своему соседу Аммару ибн Йасиру, отдавая должное его
заслугам в деле распространения Ислама. Он часто плакал и редко
смеялся. Да будет доволен им Аллах! ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОРАНУ И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО
Частое чтение Корана и изучение его наизусть являются признаками веры.
Посланник Аллаха сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран
и обучает ему других». Поэтому Абу Хурейра опередил многих в этом
великом деле: Он изучил Коран и запомнил его со слов Убеййа ибн
Ка'ба, который был одним из тех, кто записывал, собирал и изучал Коран
у посланника Аллаха. Затем сам Абу Хурейра стал преподавать Коран. Его
учеником был Абу Джа'фар Иазид ибн аль-Ка'ка' аль-Мадани, один из
десяти самых знаменитых чтецов Корана, посредством которых священные
тексты Книги Аллаха дошли до наших дней, ибо сохранение Корана не
основывается на книгах, в которых он записан: Коран хранится в сердцах
ученых, которые из поколения в поколение донесли его до наших дней.
Ученик перенимает знания от своего шейха, тот — от своего, и так — до
посланника Аллаха. УСЕРДИЕ В ПОКЛОНЕНИИ Как-то Абу Усман
ан-Нахди остановился в гостях у Абу Хурейры, о чем он позднее
вспоминал: «Абу Хурейра, его жена и слуга делили ночь на три части —
один совершал молитву, затем будил другого» (аль-Бухари, 7/102). Сам
Абу Хурейра о своем режиме говорил: «Я разделяю ночь на три части:
первую треть я сплю, вторую треть совершаю молитву, а последнюю треть
вспоминаю хадисы посланника Аллаха» («ас-Сунан» («Сунна») имама
ад-Дарими, 1/82). Он постился каждый понедельник и четверг в
течение всей своей жизни: Абу Хурейра говорил: «Более всего скуп тот,
кто скупится на приветствие; а более всего ленив тот, кто лениться
обратить мольбу к Аллаху» («Фатх аль-Бари» («Помощь Создателя») хафиза
Ибн Хаджара, 11/498). ДОБРОДЕТЕЛЬ К МАТЕРИ Абу Хурейра был
добродетелен к своей матери как во времена язычества, так и в Исламе.
Однажды он призвал ее принять Ислам, но она отказалась и оскорбила
посланника Аллаха. Абу Хурейра заплакал, пришел к пророку и попросил
его воззвать к Аллаху, чтобы Он наставил его мать на прямой путь.
Пророк исполнил его просьбу. Когда Абу Хурейра вернулся домой, чтобы
обрадовать ее тем, что пророк взмолился за нее к Аллаху, он увидел, что
она уже засвидетельствовала, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад
— посланник Аллаха. (Муслим, 7/165). Однажды пророк дал ему два
финика. Он съел один, а второй положил в карман. Пророк спросил его:
«Зачем?» Он ответил: «Я оставил его для матери». Он сказал ему: «Съешь
его, а мы дадим тебе еще два финика для твоей матери». Всякий
раз, когда Абу Хурейра входил в комнату своей матери, он говорил: «Да
вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты воспитала меня, когда я был
маленьким». Она отвечала ему: «Да вознаградит Аллах добром и тебя за
то, что ты почтителен со мной, когда я уже постарела» («аль-Адаб
аль-Муфрад» («Чистая мораль») имама аль-Бухари, 1/64). СКРОМНОСТЬ И БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ
Абу Хурейра был одним из ученых среди сподвижников посланника Аллаха,
однако он не превозносил себя ни в собственных глазах, ни перед
другими. Как-то он сказал Ибн Аббасу, несмотря на то, что тот был одним
из молодых сподвижников и был моложе его по возрасту: «Ты лучше меня и
более знающ». Абу Хурейра был великодушным и щедрым, любяще
относился к рабам Аллаха, сиротам, вдовам, соседям, слабым и бедным.
Когда халифы отправляли ему подарки, он раздавал их в тот же вечер. Он
взял под опеку сироту Му'авию ибн Му'тиба, обучил и воспитал его, и он
стал одним из величайших ученых. СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОРОКА О ЕГО ЗНАНИЯХ
Как-то Абу Хурейра спросил Пророка: «Кто же счастливейшие из людей,
которые удостоятся твоего заступничеству в День воскресения, о
посланник Аллаха?» Он сказал ему: «Видя твое рвение в изучении хадисов,
я предполагал, Абу Хурейра, что никто не спросит меня об этом раньше
тебя. Самыми счастливыми из людей, которые будут удостоены моего
заступничества в День воскресения, будут те, кто сказал: «Нет божества,
кроме Аллаха» от чистого сердца» (аль-Бухари, 8/146). Посланник
Аллаха доверял ему распространять свои хадисы. Однажды он сказал ему:
«Выйди и возвести в Медине, что нет молитвы без чтения Корана — хотя бы
суры «аль-Фатиха»; а кто может — то более этого» (Абу Дауд, 1/188). СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕЛИКИХ СПОДВИЖНИКОВ О НЕМ И ЕГО ЗНАНИЯХ
Тальха ибн Убейдуллах, один из десяти сподвижников посланника Аллаха,
которым он предвестил райское блаженство, свояк пророка по линии
четырех его жен и один из его самых близких учеников, сказал:
«Несомненно, он (Абу Хурейра. — Прим. пер.) слышал от посланника Аллаха
то, чего не слышали мы, потому что он был нищим, неимущим, постоянным
гостем посланника Аллаха и ходил с ним рука в руку. Мы же имели дома и
богатство и приходили к посланнику Аллаха лишь на рассвете и вечером»
(ат-Тирмизи, 13/226). Абу Хурейра передал от посланника Аллаха
рекордное количество хадисов — 8374. Перед пятничной молитвы он
постоянно рассказывал их в мечети пророка в Медине, и его слушали
сподвижники и их знаменитые последователи («аль-Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы
2/137). В течение 13 лет — после убийства Усмана вплоть до своей смерти
он выносил фетвы в столице халифата, которые находили доверие у всех
сподвижников посланника Аллаха. Многие ученые из разных концов халифата
приезжали в Медину, чтобы обучаться у него. Отдавая должное его
преданности, верности и знаниям, Абу Бакр назначил его помощником эмира
Бахрейна — аль-Ала' аль-Хадрами, а затем — Кудамы ибн Маз'уна. Халиф
Умар же передал должность эмира Бахрейна самому Абу Хурейре. Это еще
раз свидетельствует о том, что он был одним из видных мусульман, и в
дополнение к своим глубоким знаниям Корана и шариата, он прекрасно
разбирался в вопросах управления государством и политики. В
течение долгого времени при жизни посланника Аллаха Абу Хурейра изучал
религию Аллаха, оставаясь холостым. После смерти пророка он женился, и
у него родились четверо сыновей и дочь. Все они обучались у своего отца
и стали заслуживающими доверия учеными. Его род продолжается и по сей
день в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире и Марокко. Среди Них было много
известных мусульманских ученых. Абу Хурейра прожил 78 лет. В
течение своей плодотворной жизни он достойно выполнил обязательство,
лежащее на нем — передал последующим поколениям мусульман наследие
пророка Мухаммада. Он переселился к посланнику Аллаха из далекой земли,
довольствовался в своей жизни малым, непрестанно сопровождал пророка,
сражался с язычеством, боролся с вероотступничеством, участвовал в
походах, защищал исламский халифат, уничтожал смуту и искушение,
распространял хадисы посланника Аллаха... Ему оставалось только
отправиться на встречу со Всевышним Господом. Перед тем как его душа
рассталась с телом, он завещал своим близким: «Не оплакивайте меня
когда я умру, потому что посланника Аллаха не оплакивали». Затем он
заплакал сам, и его спросили: «Что заставило тебя плакать?» Он ответил:
«Я плачу не по мирской жизни, в которой вас оставляю. Я плачу от того,
что мне предстоит дальнее путешествие, но я очень мало приготовил для
него, Я стою перед вознесением и дорогой в рай или ад и не знаю, куда
меня введут...» Он скончался в 57 г. после хиджры. На его
похоронах присутствовали многие сподвижники, их последователи, видные
ученые, среди которых был и Абдуллах ибн аль-Ибад. Он молил Аллаха о
прощении и милости для Абу Хурейры и сказал: «Он был одним из тех, кто
сохранил хадисы посланника Аллаха для мусульман» («ат-Табакат
аль-Кубра» («Большой свод биографий») имама Ибн Са'да, 4/30). Да будет Аллах доволен Абу Хурейрой и всеми остальными сподвижниками посланника Аллаха, и да смилостивится над ними!