ВОПРОС Некоторые люди очень плохо отзываются о Мухаммаде
ибн Абд Аль-Ваххабе, да помилует его Аллах. Они обвиняют его в том, что
он воевал против Османской исламской империи и против халифа, поэтому
он был врагом мусульман. Это они приводят в качестве аргумента. Так ли
это? Как мог он воевать против халифа при том, что халиф совершал
молитву и выплачивал закят и так далее? Они также говорят, что он
заключил соглашение с английской армией и воевал вместе с ними против
мусульман. Можете ли вы дать детальное описание хода этих исторических
событий и указать мне истину? Кому верить? ОТВЕТ Хвала Аллаху!
Никогда не было такого, чтобы человек принес нечто праведное в этот мир
без того чтобы у него были враги из числа джинов и людей. Даже пророки
Аллаха не были защищены от этого. Неприязнь людей была
обращена против ученых в прошлом, в особенности, сторонников истинного
призыва (Ислама). Они были встречены сильной враждебностью со стороны
людей. Пример этому - Шейх уль-Ислам ибн Теймийя, да помилует его
Аллах; некоторые из числа его завистников считали разрешенным проливать
его кровь, другие обвиняли его в заблуждении и выходе из лона Ислама и
вероотступничестве. Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб был
просто еще одним из таких потерпевших ученых, которые лживо обвинялись
людьми в попытке создания смуты (фитны). Единственными причинами для
такого поведения людей были зависть и ненависть, вместе с тем, что
бид''а (ересь, заблуждение) сильно укрепилось в их сердцах, или они
были невежественными и слепо следовали за людьми прихотей и страстей. Мы упомянем несколько ложных обвинений, выдуманных против Шейха, и докажем их несостоятельность. Шейх Абд Аль-Азиз Аль-Абд Аль-Латыф сказал:
Некоторые противники Салафитского движения (дава) утверждают, что Имам
Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб восстал против Османского Халифата, тем
самым расколов джамаат (общество мусульман) и отказавшись слушаться и
подчиняться (правителю). Да''ава аль-Мунави''ин ли Да''ват аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб, стр. 233 Он сказал:
Абд Аль-Кадим Залум утверждает что появление "вахабистов" и их призыв
послужил причиной падения Халифата. Говорили что "вахабисты"
сформировали государство внутри Исламского государства под руководством
Мухаммад ибн Сауда и позднее его сына Абд Аль-Азиза, которое
поддерживалось оружием и деньгами британцев, и они собирались взять под
контроль остальные территории, которые были под властью Халифата,
оправдываясь побуждениями к распространению своих убеждений, то есть
они подняли свои мечи против Халифа и сражались с мусульманской армией,
с армией амира Аль-Муминина, с поощрением и поддержкой британцев. Кайфа Худимат аль-Хилафа, стр. 10
Перед тем как мы ответим на ложное обвинение в том что Шейх Мухаммад
ибн Абд Аль-Ваххаб восстал против Халифата, мы упомянем о том что Шейх
верил в обязательность послушания и подчинения имамам (правителям),
независимо от того справедливы они или нет при условии, что они не
приказывали то что ведет к неповиновению Аллаху, потому что подчинение
- только в отношении того, что является правильным и надлежащим.
Шейх сказал в своем письме жителям Аль-Касима: "Я считаю обязательным
подчиняться мусульманским правителям, независимо от того, справедливы
они или нет, при условии что они не приказывают неподчинение Аллаху.
Если кто-то стал халифом и люди поддержали и приняли его, даже если он
добился места халифа силой, ему надлежит повиноваться и харам -
восставать против него." Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 5/11 И он также сказал:
"Одним из главных принципов единства является послушание и подчинение
любому, кто назначен над нами, даже если он абиссинский раб…" Маджмуат Муаллафат аль-Шейх, 1/394; приводится в Даава аль-Мунаавиин, 233-234 А Шейх Абд Аль-Азиз аль-Абд аль-Латыф сказал:
"После установления этих фактов, которые разъясняют, что Шейх считал
обязательным послушание и подчинение правителям мусульман, независимо
от того справедливы они или нет, при условии, что они не приказывают
непослушание Аллаху, мы можем приступить к очень важному вопросу
отвечая на это ложное обвинение. Очень важным является следующий
вопрос: находился ли Наджд, на территории которого призыв возник и
развивался изначально, под властью Османского государства? Доктор Салих аль-Абуд ответил на это следующим образом:
Наджд никогда не находился под властью Османского государства,
поскольку власть Османского государства никогда не распространялась так
далеко, над этой территорией не был назначен Османский губернатор и
турецкие солдаты никогда не проходили через эту землю в период,
предшествующий появлению призыва Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба,
да помилует его Аллах. На этот факт указывает то, что Османское
государство было поделено на административные области. Это известно из
турецкого документа под названием Каванин АльУсман Мудамин Дафтар
аль-Диван (Законы турков касающиеся того что входит в
законодательство), который был написан Ямином Али Эффенди -
ответственным за Конституцию в 1018 по хиджре / 1609 по европейскому
летоисчислению. Это документ указывает на то, что с начала 11 века по
хиджре Османское государство было разделено на 23 области, 14 из
которых были арабскими, и Наджд не входил в их число, за исключением
аль-Ихса, если мы считаем аль-Ихса частью Наджда. Акидат аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб ва асаруха филь-Алам аль-Ислами (не опубликована), 1/27 А доктор Абд Аллах аль-Усеймин сказал:
В каком бы то ни было случае, Наджд никогда не попадал непосредственно
под Османское господство перед возникновением призыва Шейха Мухаммада
ибн Абд Аль-Ваххаба, как впрочем, он никогда не подвергался влиянию
какой-либо силы, которая могла бы воздействовать на события,
происходящие в Наджде. Ни у кого не было такого влияния, и влияние Бани
Джабр или Бани Халид в некоторых частях, или Ашраф в других частях,
было ограниченным. Никто из них не был в состоянии принести
политическую стабильность, поэтому войны между различными районами
Наджда продолжались и там велись интенсивные конфликты между различными
племенами. Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб Хайатуху ва Фикруху, с. 11; процитировано в Даава аль-Мунавиин, 234-235
Мы завершим обсуждение этого вопроса словами Шейха Абд аль-Азиза ибн
Абд-Аллаха Ибн База высказавшегося в ответ на это ложное обвинение. Он,
да помилует его Аллах, сказал: Насколько мне известно Шейх
Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб не восставал против Османского Халифата,
потому что в Наджде не было территории, находящейся под властью турков.
Наоборот Наджд состоял из небольших эмиратов и разбросанных деревень, и
каждый город или деревня, независимо от размеров, управлялась
независимым эмиром. Это были эмираты, между которыми случались
сражения, войны и разногласия. Поэтому Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб
не восставал против Османского государства, скорее он восстал против
безнравственного положения в своей собственной земле, и он боролся на
пути джихада ради Аллаха и проявил стойкость распространив свет этого
призыва до других земель… Речь записанная на магнитофоне; приведено в Даава аль-Мунавиин, с. 237
Доктор Аджиль аль-Нашми сказал: "…Со стороны Халифата не было никакой
реакции и проявления недовольства или возмущения в течение жизни Шейха,
хотя в период его жизни сменилось четыре Османских султана…" Маджаллат аль-Муджтама, вопрос № 510 Если выше сказанное отражает отношения Шейха к Халифату, как Халифат смотрел на призыв Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба? Доктор аль-Нашми отвечая на этот вопрос сказал:
"Представление, которое имел Халифат о движении Шейха Мухаммада ибн Абд
Аль-Ваххаба, было очень искаженным и замутненным, потому что Халифат
слушал только тех, кто был настроен враждебно по отношению к движению
Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба, как в сообщениях посланных их
губернаторами в Хиджазе, Багдаде или в других местах, так и через
отдельных людей которые добирались до Истамбула принося с собой
новости. Аль-Муджтама, вопрос № 504; Приведено в Даава аль-Мунаавиин, 238-239
Что касается утверждения Залума о том, что призыв Шейха был одной из
причин падения Халифата и что англичане помогали "ваххабитам"
повергнуть его, Махмуд Махди аль-Истанбули сказал в отношении этого
смехотворного заявления: "От этого автора нужно требовать
доказательства и основания его мнению. Как сказал поэт: "Если
утверждения не подтверждены доказательствами, они используются в
качестве доказательства только дураками". Мы также отметим,
что история свидетельствует о том, что англичане с самого начала были
противниками этого призыва, испугавшись того, что из-за него может
подняться весь мусульманский мир. Аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб фи мараат аль-Шарк Валь-Гарб, 240 И он также говорит:
"Ироническим является тот факт, что этот профессор обвиняет движение
Шейха Мухаммада ибн Абд Аль-Ваххаба в том, что оно послужило одним из
факторов, вызвавших гибель Османского халифата, при том что это
движение началось в 1811 году, а Халифат прекратил существование в1922
году. Там же, с. 64 На то, что англичане были против
"ваххабитского" движения указывает тот факт, что они послали капитана
Фостера Садлера поздравить Ибрахима Пашу с его успехом над
"ваххабитами" в войне, которую Ибрахим Паша вел в Дарийя, а также
выяснить в какой степени он был готов к сотрудничеству с британскими
властями для борьбы с тем, что они называли "Ваххабитским пиратством" в
Арабском заливе. Несомненно, это послание ясно выражало
желание установить соглашение между Британским правительством и
Ибрахимом Пашой с намерением полностью уничтожить "ваххабитов". Шейх Мухаммад ибн Манзур аль-Нумаани сказал:
"Англичане максимально использовали враждебность, которая имела место
быть в Индии по отношению к Шейху Мухаммаду ибн Абд Аль-Ваххабу и они
обвиняли каждого кто выступал против них и стоял на их пути, или кого
они считали опасным, в том что они "ваххабиты"… Подобным образом
англичане назвали ученых деобандитов в Индии "ваххабитами", из-за их
резкого противостояния англичанам и оказания ими давления на них. Диайя Муказзафа Дидд аль-Шейх Мухаммад ибн Абд Аль-Ваххаб, 105-106
Из этих многих выдержек, мы можем увидеть ложность этих ошибочных
доводов на фоне ясных научных доказательств, содержащихся в очерках и
книгах Шейха; эта ложность также становится очевидной при сравнении с
историческими фактами зафиксированными справедливыми авторами. Даава аль-Мунавиин, 239-240
В заключение, мы советуем каждому кто клеветал на Шейха удерживать свой
язык и бояться Аллаха в том что касается его. Может быть Аллах примет
их покаяние и приведет их к прямому пути. А Аллах знает лучше! Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
|