Пятница, 29.03.2024, 09:20
WWW.AL-ECHEDI.COM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы новостей
Коран и его науки
ФИКХ
Хадис и его науки
Основные грехи
Мусульманские личности
Нравственность
Колдовство
Наука
Этика
Призыв
История
Акида
Сестрам
Наш опрос
Делаете ли Вы даават своим близким
Всего ответов: 446
Главная » 2008 » Ноябрь » 10 » Зло сомнений и страстей
Зло сомнений и страстей
11:13
 Аль-Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали
Хвала Аллаху долгая и благая, как то угодно нашему Господу и чем Он доволен, и как требуемо для обретения чести (лицезреть) Его Пречистый Лик (1). Мир и благословения Аллаха нашему учителю Мухаммаду (сас), его семье и сподвижникам.
Имам Муслим привёл в своём Сахихе хадис от Абу Хурайры (ра) о том, что пророк (сас) сказал: "Ислам начался странником и возвратится к странничеству, как было вначале. Да будет Туба (2), для странников".
Имам Ахмад и Ибн Маджа также привели этот хадис со слов Ибн Масъуда (ра) с добавлением в концовке: "Было спрошено: "О посланник Аллаха, кто эти странники?" он (сас) сказал: "Нуза' (те, кто вырвались) от своих семей и близких родственников" (4). Абу Бакр аль-Аджури также привёл его, и в его версии он звучит так: "Спросили: "Кто они, о посланник Аллаха?" Он (сас) сказал: "Те, кто исправляют (себя и других), когда все люди погрязли" (5).
Другие привели его следующими словами, в которых он (сас) сказал: "Они те, кто бегут от искушений (фитан) ради своей религии".
Ат-Тирмизи привёл его от Касира ибн Абдиллаха аль-Мазни, со слов его отца, который передал от своего деда, где пророк (сас) сказал: "Истинно, эта религия началась как некий странник, и она придёт к тому странничеству. Да будет Туба для странников - тех, кто исправляют то, что люди исказили после меня из моей сунны" (6).
Также приводится у ат-Табарани от хадиса Джабира (ра) от пророка (сас). И в этом хадисе говорится: "Спросили: "И кто они, о посланник Аллаха?" он сказал: "Они те, кто испрямляют и исправляют, когда люди стали погрязшими" (7).
Он (ат-Табарани) также привёл хадис от Сахля ибн Саъда (ра) с похожим звучанием (8). Имам Ахмад также передал хадис от Саъада ибн Аби Ваккаса (ра) со слов пророка (сас). В этом хадисе говорится: "Да будет Туба в тот день для странников - когда все люди погрязли" (9).
В другом повествовании, приведённом имамом Ахмадом и ат-Табарани от Абдуллаха ибн Амра (ра), пророк (сас) сказал: "Да будет Туба для странников". Спросили: "А кто эти странники?" Он (сас) сказал: "Праведники, в окружении людей, изобильствующих во зле. Тех, кто не подчинится им, будет гораздо больше, чем тех, кто подчинится" (10).
И было передано от Абдуллаха ибн Амра (ра) в форме марфу и мавкуф (11) этого хадиса, что: "Спросили: "Кто эти странники?" Он (сас) сказал: "Они те, кто бегут ради своей религии. Аллах, Всевышний, пошлёт им Ису бен Марьяма" (12).
Относительно его (сас) слов: "Ислам начался как некий странник", то это имеет отношение к людям до его прихода, которые пребывали в повсеместном невежестве. Как сказал по этому поводу пророк (сас): "Поистине, Аллах взглянул на людей земли и возненавидел их, как арабов, так и не арабов, кроме тех некоторых остатков, которые были из людей Писания" (13).
И тогда был послан пророк (сас) и начал призывать к Исламу, его призыв оставался безответным в первое время, кроме нескольких с разных племён. И те, которые приняли его призыв, испугались, как бы их рода и семьи не стали объектом жестокого наказания. И они выносили трудности, будучи терпеливыми в угоду Аллаху. По причине своей слабости (первые мусульмане) подвергались угрозам со всех сторон. И они бежали ради своей религии в другие земли, как было, когда они переселились дважды - в земли Абиссинии и в Медину. И были среди них те, кто подвергались пыткам ради Аллаха, и те, кто были убиты. Итак, те, кто вступили в лоно Ислама в те первые дни - они были странниками.
Затем Ислам распространился после хиджры в Медину, и его последователи стали победоносными над всякой группой. После этого люди вошли в религию Аллаха толпами. И Аллах закончил Свою религию для них, и завершил Свою милость для них. Затем посланник умер и мусульмане были на вершине, благодаря своей твёрдой приверженности религии. Они были могущественны и непобедимы. И они продолжали оставаться в таком положении во времена Абу Бакра и Умара.
Затем шайтан затеял свои козни против мусульман и раздоры посеялись между ними. И испытания сомнениями (аш-шубухат) и страстями (аш-шахават) стали распространёнными. Эти два порока не прекращали расти, пока не утвердился замысел шайтана и большинство людей не повиновалось ему.
И из них были те, кто вошли в повиновение ему посредством зла сомнения. И были среди них те, кто впал в зло страстей. И были среди них те, кто совместил их оба. Всё это было тем, о чём предостерегал нас посланник Аллаха.
Что касается зла сомнений.
То передаётся от пророка через многие цепочки передатчиков, что его умма разделится на более чем семьдесят сект. Это основано на различии, найденном в передачах, относящихся к точному числу и теми, в которых число превышает семьдесят. И передаётся от него (сас), что все эти группы попадут в Ад, кроме одной и это та группа, которая придерживается того, на чём были он и его сподвижники. (14).
Что касается зла страстей.
Приводится в Сахихе Муслима от Абдуллаха ибн Амра (ра), что пророк (сас) сказал: "Когда сокровища персов и римлян будут раскрыты для вас, как поведёт себя ваш народ?" Абдур-Рахман ибн Ауф (ра) сказал: "Мы скажем то, что повелел нам Аллах". Он (сас) сказал: "Или иначе, чем это. Вы станете соперничать друг с другом, затем будете завидовать друг другу, затем повернётесь друг другу спиной". (16)
И в Сахихе аль-Бухари со слов Амра ибн Авфа (ра) пророк (сас) сказал: "Клянусь Аллахом! Не бедности я боюсь для вас. А боюсь я того, что прикрасы этого мира будут показаны вам, как они были показаны тем, кто был до вас. И вы будете соперничать между собой за них, как они соперничали между собой. И это разрушит вас, как разрушило их". (17)
И в двух Сахихах содержится хадис от Укбы ибн Хаттаба (ра) от пророка (сас) с похожим смыслом.
И когда сокровища Киссра (хосроев) были раскрыты перед Умаром ибн аль-Хаттабом, он заплакал и сказал: "Поистине, эти (сокровища) никогда не раскрывались для людей, без того, чтобы Аллах не помещал раздоры между ними". (18)
Пророк опасался этих двух зол (сомнения и страсти) для своей уммы, и, как приводится в Муснаде имама Ахмада со слов Абу Барзаха, пророк (сас) сказал: "Поистине, я единственно опасаюсь для вас страстей от излишеств ваших желудков и ваших половых органов, и искушений (фитан), которые сбивают людей". И в другом повествовании звучит так: "…и страстей (хава), которые сбивают людей". (19)
Поэтому, когда большинство людей пало жертвой одного из этих зол, они начали разрывать друг с другом отношения и начали ненавидеть друг друга. И это пришло после того, как они были братьями, любящими и поддерживающими друг друга. Воистину, зло страстей стало распространённым и общепринятым среди большинства людей. И оно искушает людей посредством мирской жизни и её удовольствий. И оно стало целью людских устремлений. Они гоняются за ним и становятся довольными им. Из-за него они приходят в гнев, и ненавидят ради него, и любят ради него. Из-за этого они разрывают родственные связи и проливают невинную кровь. И для этой цели они совершают действия непокорности Аллаху.
Что же касается зла сомнений и пустых прихотей, которые сводят с пути, то из-за него мусульмане разделились и стали сектами, группами, обвиняющими друг друга в неверии. Так, они стали врагами, разделёнными на группы и партии. Это случилось после того, как они были братьями. Их сердца были объединены сердцем одного человека. И ни одна из этих сект не спасена, кроме одной (аль-фиркат ан-наджия). И они те, которые упомянуты в словах пророка (сас): "Не перестанет быть группа из моей уммы, победоносная в истине. Те, которые будут их противниками, не смогут причинить им вреда, как и те, кто покинут их, пока не снизойдёт повеление Аллаха (о Дне Суда), и они будут в таком положении". Они будут странниками - теми, которые были упомянуты в предыдущих хадисах, до самых последних дней. Они те, кто будут исправлять других, когда люди погрязнут в нечестии. Они будут теми, кто будет исправлять искаженную людьми сунну. Они те, кто будет бежать от искушений ради своей религии. Они те, кто будут вырываться от своих близких родственников (ради Аллаха).
Это потому, что их будет так мало, что среди них не найдётся даже целого семейства, кроме как одного или двух. В некоторых племенах их вообще не найдётся, в точности повторяя то, как было, когда первые люди входили в Ислам. Вот таким образом большинство учёных объясняют этот хадис.
Примечания:
(1) Здесь имеется в виду обретение Рая, в котором люди, заслужившие его, смогут увидеть Лик Аллаха, как указано в различных местах в Коране и сунне.
(2) Говорят, что Туба означает нечто хорошее, благое. Аллах упоминает это слово в суре ар-Раъд: "Те, которые уверовали и делали хорошие дела, да будет им Туба и приятное местопребывание". Согласно тафсиру Ибн Касира, Ибрахим ан-Накхан (рах), великий табиин, сказал что это означает "добро, благо для них". Катада сказал: "Когда человек говорит, да будет Туба для тебя, это означает, чтобы ты обрёл нечто благое. Икрима и Муджахид сказали, что Туба означает Рай. И также говорят, что слово Туба относится к дереву в Раю, о котором рассказывал пророк (сас), когда сказал: "Поистине, есть дерево в Раю, в тени которого всадник может проскакать сто лет, но так и не покрыть (его расстояние) полностью". (Сахих Муслим). Видимо, это и есть то, о чём говорится в вышеприведённом хадисе так как в другом хадисе, рассказанном пророком (сас), сказано: "Туба это дерево в Раю. Расстояние его тени - сто лет (пути). И одеяния обитателей Рая будут извлекаться из его ветвей". Имам аль-Албани расценил его как хасан в Силсилат аль-Ахадис ас-Сахаха (1985).
(3) Сахих Муслим (1/130): См. Шарх Сахих Муслим имама ан-Навави (2/175-176).
(4) Сунан Ибн Маджа (3988), Сунан ат-Тирмизи (5/18) и он сказал, что он достоверный, Муснад Ахмад (5/296). Он также записан у аль-Хаттаби в его Гариб уль-Хадис (1/175). Шейх аль-Албани назвал его слабым (даиф) в своём сборнике аль-Хадис ас-Сахиха (1273).
(5) Этот хадис также приводится у Ахмада и ат-Табарани, и является сахихом, как утверждает шейх Салим аль-Хиляли в своей книге Туба лил-Гураба (1). Однако хадис с похожими словами от Абдур-Рахмана Ибн Сана является слабым. См. Туба лил-Гураба (10).
(6) Этот хадис приведён у ат-Тирмизи в его Сунан (5/18) и он сказал про него, что это - сахих. Он также приводится у Ибн Адеша в аль-Камиле (6/2080), ат-Табарани в аль-Кабире (17/16), Абу Нуаймаша в аль-Хия (2/10) и аль-Катиба аль-Багдади в аль-Джамиле (1/112), а также у других. В своём разборе книги аль-Итисан имама аш-Шатиби (1/22) шейх Салим аль-Хиляли сказал, относительно достоверности этого хадиса у ат-Тирмизи: "Это из тех хадисов, которые он (рах) просмотрел. Ведь, поистине, Касир (Ибн Абдуллах) был очень слабым. А, аш-Шафии даже обвинил его в лживости! И он описал его как того, у которого она (ложь) являлась одним из главных доводов, как содержится в Малакиб уш-Шафии аль-Байхаки (1/547-548). Это та критика (джарх), которая достигла вершины жесткости. Таким образом, этот хадис должен быть полностью отброшен". Значит, этот хадис - даиф джиддан (очень слабый), как говорится в Туба лил-Гураба (13) и Даиф аль-Джами ус-Сагир (1441).
(7) Этот хадис приводится у ат-Тахави в Мушкил уль-Асар (1/298), аль-Лаликаи в Шарх Усуль Итикад Ахль-ис-Сунна (2/112) и аль-Байхаки в аз-Зухд уль-Кабир (200). Аль-Хайтами приписал его ат-Табарани в своей книге Маджа уз_аваид (7/278), сказав: "В его цепочке есть Абдулла Ибн Салих, писарь Лайса, и он слаб. Однако, про него сказали, что он надёжен".
(8) Ат-Табарани привёл этот хадис в своём Кабире (6/164) и Сагире (1/104). Аль-Хайтами сказал в Маджа уз-Заваид (7/278): "Все эти передатчики соответствуют требованиям Сахиха (сборника), кроме Бакра Ибн Салима, который был надёжным. Салим аль-Хиляли сказал в своём разборе аль-Итисам (1/18): "Бакр Ибн Салим слаб. Однако, его используют в качестве поддержки в тех случаях, когда хадис нуждается в подкреплении и поддержке" аль-Хафиз (Ибн Хаджар ) сказал: "Он был приемлем, когда нуждается в поддержке. И если это не так, то он лайин".
(9) Этот хадис приводится у имама Ахмада, аль-Базара и Абу Яйла. Аль-Хайтами сказал в Маджа уз-Заваид (7/277): "Его передатчики - это передатчики, соответствующие Сахиху". Салим аль-Хиляли назвал его сахихом в Туба лил-Гураба (11).
(10) Аль-Хайтами (рах) сказал в Маджма уз-Заваид (7/278): "В его цепочке присутствует Ибн Лахия и у него сеть слабость". Этот хадис можно найти в Муснаде имама Ахмада (2/177). Он достоверен из-за множества путей передач. Имам аль-Албани назвал его достоверным в Сахих аль-Джами ас-Сагир (3291).
(11) Марфуъ хадис - это высказывание, которое передано сподвижниками, однако, "завышено" до уровня изречения пророка (сас). Хадис мавкуф это высказывание, которое передано сподвижниками и "остановлено", т.е. оно ограничено только ими, что противопоставляется приписыванию его пророку (сас).
(12) Этот хадис был изложен имамом Ахмадом в форме мавкуф и его сыном Абдуллахом в форме марфуъ. Его можно найти в аз-Зухд (77/49). Этот хадис -даиф, как было разъяснено шейхом Салимом аль-Хиляли в его книге Туба лил-Гураба (3).
(13) Сахих Муслим: т.4, 6853. под остатками людей Писания имеются в виду те, кто придерживался своей религии истинно, без искажения её.
(14) Этот хадис был передан от целого ряда различных источников. Возможно наиболее близкое к тому, о чём шейх здесь ведёт речь, это то, что передал ат-Табарани в своей Мджам ас_сагир (724), в котором пророк сказал: "Эта умма разделится на 73 секты, все из которых будут в Аду, кроме одной". Спросили: "А что это за секта?". Он (сас) ответил: "(Те, которые придерживаются того), на чём пребываю сейчас я и мои сподвижники". В другом изложении от Анаса ибн Малика (ра) пророк (сас) сказал: "Все из них окажутся в Аду, кроме одной (секты) и это Джамаат". И в другой передаче от Абу Суфьяна (ра): "Посланник Аллаха (сас) однажды поднялся среди нас и сказал: "Поистине, те, кто были до вас из людей Писания разделились на 72 группы. И, поистине, эта группа (мусульмане) разделится на 73. 72 попадут в Ад, и одна из них будет в Раю. И это Джамаат". Этот последний хадис был передан Ахмадом, аль-Хакимом, Абу Даудом и др.. Аль-Хаким сказал, что он достоверный и аз-Захаби согласился. Ат-Тирмизи (2641) также привёл схожий хадис и классифицировал его как сахих. Имам аль-Албани перечислил все пути его передачи и различные его вариации в своей Силсила уль-Ахадис ас-Сахиха (204), и объяснил, что это достоверный хадис, вне всякого сомнения. В итоге, этот хадис и его добавления являются хасаном из-за разнообразных цепочек его передачи, что служит подкрепляющим доказательством.
(15) Он имеет в виду: Мы восхваляем Его, благодарим Его и просим Его увеличить Свою щедрость к нам.
(16) Сахих Муслим (2962) и Сунан Ибн Маджа (3996).
(17) Сахих аль-Бухари: т.5, 351.
(18) См. аль-Бидая ва ан-Нихая (7/70) Ибн Касира по обстоятельствам события. Они записаны в его книге под разделом Битва Джалуля.
(19) Имам Ахмад (4/423) и другие передали этот хадис. Аль-Манави сказал, что он имеет хорошую цепочку, в своей книге аль-Джами уль-Азхар (1/146). Аль-Албани оценил его как сахих в своей ат-Таргиб ват-Тархиб (49).
(20) Сахих аль-Бухари (4/252), Сахих Муслим (170), Сунан ат-тирмизи (4/504) и Сунан Ибн Маджа (3952).
Категория: Хадис и его науки | Просмотров: 1924 | Добавил: al-echedi | Рейтинг: 4.7/3 |
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024