Арабское слово “сунна” означает – “способ”, “путь”. В этом смысле оно и использовано в одном из аятов Корана, где сказано: “…согласно закону Аллаха, который установлен для Его рабов” (Верующий, 85) Что же касается слова “сунна” как шариатского термина, то оно имеет несколько значений:
-Так знатоки религии называют любое дело, соответствующее тому, на что
имеются указания в шариате. В этом отношении оно является
противоположностью понятия “нововведение” (бидъа). - Факихи
обозначают словом “сунна” все те рекомендуемые и желательные действия,
за совершение которых человеку обещана награда Аллаха, в то время как в
случае не совершения их он не подвергается наказанию. Примером
употребления ими слова “сунна” в этом смысле могут служит такие слова: “Обращение с приветствием есть сунна, а ответ на приветствие обязателен” Однако в данном случае нас больше всего интересует тот смысл слова “сунна”, который вкладывают в него мухаддисы.
Для них сунной является все те слова, дела, невысказанные одобрения,
нравственные качества и отличительные внешние особенности пророка
Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, о которых мы можем
узнать из достоверных сообщений о нем. Примеров слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно привести великое множество: “Поистине, дела оцениваются по намерениям…” “Мусульманином является лишь тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками”
Примеры дел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нам
известны из сообщений его сподвижников о том, как он совершал омовение,
молился, исполнял обряды паломничества и т.д. Так в одном из подобных сообщений говорится: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился по ночам так долго, что ступни его покрывались трещинами” В другом сообщении приводятся такие слова одного из его сподвижников: “Я видел, как во время поста пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чмстил зубы зубочисткой”
Под сунной, имеющей отношение к невысказанному одобрению,
подразумеваются любые слова, произнесенные в присутствии Пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, или же действия, также
совершенные в его присутствии другими людьми, если он не выразил им в
связи с этим порицание. Так, например, известен случай, когда
сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
разошлись во мнениях относительно смыслов его слов: “Пусть никто из не совершает послеобеденный Намаз иначе как у селения племени бану курайза”
Некоторые из сподвижников поняли эти слова буквально и отложили время
ее совершения. Другие же посчитали, что имелось ввиду лишь то, что им
следует поспешить, и совершили Намаз в пути, что касается Пророка, да
благословит его Аллах и приветствует, то он не стал порицать ни тех, ни
других. Другим примером может служить сообщение Абдуллаха бин Мугаффаля, да будет доволен им Аллах, который сказал:
“В день похода на Хайбар мне достался мешок жира, и я сказал: “Сегодня
я никому не дам ничего из этого!” -, а потом я обернулся и увидел
посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который
стоял рядом и улыбался” (Хадис приводится у Муслима) Если говорит о внешних отличительных признаках, то примером сунны может служить тот хадис, в котором говорится: “У посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было самое приятное лицо из всех людей”.
Что же касается нравственных качеств Пророка, да благословит его Аллах
и приветствует, то примером сунны здесь может служить сообщение, в
котором говорится: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не говорил ничего дурного о еде, которую ему подавали” Сунна подобна Корану, как сказал об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
"Не истина ли то, что Коран был ниспослан через меня, а подобное ему -
вместе с ним", то есть, то, что закреплено в Сунне подобно тому, что
установлено Кораном. А если это так, а Всевышний велел нам следовать
примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то смысл его
в следующем: Аллахом узаконено то, что пришло к нам от Его посланника,
да благословит его Аллах и приветствует, а если Он не установил
чего-либо, то от Всевышнего нисходило откровение, разъясняющее
истинность того, что произошло. Подобное имело место в ряде вопросов.
К Сунне предъявляются следующие требования: правильность, хороший
смысл, приемлемость в воззрениях и нормах. Сунна недостаточна и слаба,
когда она не имеет ясного доказательства в нормах и основах веры. Что
же касается добродетелей, хороших поступков, которым следует отдавать
предпочтение, то у знатоков хадисов они принимаются при известных
условиях. Условий этих три, как упоминает об этом Ибн Хаджар
ал-Аскалани, да будет милостив к нему Аллах: 1. Чтобы слабость и недостаточность Сунны не были слишком очевидными. 2. Чтобы она укладывалась в общую логику ее происхождения 3. Чтобы следование ей не подрывало веры в ее достоверности.
При этих условиях не найдется ни одного слабого хадиса, которому нельзя
было бы следовать. А что касается лжи в отношении посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, то это - порождение врагов
Ислама, приспешников сатаны, стремящихся опорочить исламскую веру и ее
законы, дискредитировать сподвижников и подвергнуть сомнению то, что
они переняли от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Однако Аллах, хвала Ему, взяв на себя ответственность за сохранение
Своей религии, разрушил их воспаленное воображение и опроверг их козни,
мобилизовав общину ученых, чтобы те разоблачили фальшивость тех, кто
облекает истину ложью и раскрыли коварство их обмана. Сунна
является или подтверждением того, что содержит в себе Коран, или
подробным разъяснением того, о чем в аятах Корана сообщается в общем
виде, или же Сунна является установлением норм, не нашедших отражения в
Коране.