Если призывающий хорошо владеет речью и обладает
правильным произношением, то тем самым ему дарована огромная часть
мудрости. Аллах, Всемогущий и Великий говорит: «И говорите людям
приятное». (Сура «Корова», аят 83) Тальха бин Омар говорит: “Я
сказал ‘Ата: «Ты человек, у которого собираются люди с различными
прихотями, а я резкий человек и. могу сказать им что-нибудь резкое». И
он ответил: «Не делай этого. Аллах Всевышний сказал: “И говорите людям
приятное”», — и добавил: «Этот аят включает в себя иудеев и христиан.
Так что же тогда говорить об истинных мусульманах!»” Комментируя
этот аят, аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, приводит хадис со
слов Аиши, которая поведала, что пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал: «О Аиша, не делай ничего непристойного. Если бы
непристойность была человеком, то это был бы плохой человек». В
своём комментарии аль-Куртуби отмечает: «Это — побуждение
придерживаться благонравия. Нужно, чтобы речь у человека была мягкой,
лицо — приветливым и открытым, независимо от того, общается ли он с
добропорядочным или распутным человеком, близким или чужим. И со всеми
ему следует разговаривать без лести, не прибегая к словам, которые, как
он думает, могли бы соответствовать мазхабу собеседника». Речь
хороша и пронизана мудростью в зависимости от того, насколько она
конкретна и не отягощена излишествами, а её течение определяется
биением живого сердца и искренними помыслами души. Речь хороша,
когда она умеренна по своей продолжительности — не очень краткая, что
может помешать её понять, и не слишком длинная, способная наскучить.
Именно такими были проповеди пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, как об этом говорится в достоверном хадисе, который
приводит Муслим со слов Джабира бин Самуры, да будет доволен им Аллах.
Вдумайтесь в этот спокойный диалог, в доброе слово, в добрый спор.
Перед нами Хусайн аль-Хуза‘и — отец Имрана. Курейшиты, которые
возвеличивали и превозносили его, обратились к нему, чтобы он поговорил
с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, о их богах,
которых Мухаммад, поминая, поносил. Хусайн пришёл с курейшитами,
которые сели вблизи двери пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, и вошёл в дверь. Когда пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, увидел его, он сказал: «Дайте пройти шейху!» И Хусайн
сказал: — Как понимать то, что дошло до нас? Ты хулишь наших богов. — О Хусайн! Скольким богам ты поклоняешься? — Семерым на земле и одному на небе. — А если тебя постигло несчастье, кого ты призываешь? — Того, кто на небесах. — А если ты лишился средств, кого призываешь? — Того, кто на небесах. — Он Один внимает тебе, а ты уподобляешь Его другим? О Хусайн! Прими ислам и ты спасёшь себя!
И он принял ислам, после чего к нему подошёл его сын Имран и поцеловал
его голову, руки и ноги. Когда Хусайн захотел уйти, посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Проводите его до
дома!» Удивительно: он вошёл богохульником, злым, помышляющим о
мести, а вышел искренним мусульманином! О, если бы знать, как обошлись
курейшиты со своим ставленником и знаменитостью! Сюда же
относится располагающая к себе речь, затрагивающая самые тонкие
человеческие струны и узы родства, и высказывания, полные нежности и
сострадания. Так, Ибрагим, мир ему, обращается к своему отцу со
словами, полными сострадания: ««Зачем ты, отче, поклоняешься тому, кто
не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]? Поистине,
отче, даровано мне знание, коего нет у тебя; следуй же за мной, и я
поведу тебя по прямому правильному пути. Отче, не поклоняйся шайтану,
ибо шайтан ослушался Милостивого! О отче, поистине, я боюсь, что тебя
постигнет наказание Милостивого и что ты станешь подручным шайтана!»
[Отец] сказал: “Неужели ты отвергаешь моих богов, Ибрагим? Если ты не
перестанешь, то я непременно побью тебя камнями! Оставь же меня на
некоторое время!” [Ибрагим] ответил: «Мир тебе! Я буду просить Господа
моего ниспослать тебе прощение, так как Он милостив» (Сура «Марйам»,
аяты 42 - 47) Каждый пророк говорил своим сородичам: «О, мои
соплеменники!», — напоминая об узах родства, о любви и жалости к ним. И
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорит западающие в
душу слова своим соплеменникам о призыве своего Господа: «Предводитель
не обманывает своих. Клянусь Аллахом, если бы я лгал всем, то вам бы я
не лгал. И если бы я обманывал всех, то вас бы не обманывал».