Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Он в одиночестве лежал на
кровати, смотря из окна на солнце, клонившееся к закату и иногда
скрывавшееся за проплывающими облаками. Он чувствовал горечь, вспоминая
прошедшие дни, когда был полон здоровья и счастья и задавался вопросом:
принесет ли рассвет нового дня то, что обрадует его и развеет тяжкие
мысли, и соблаговолит ли над ним Аллах и пошлет ли ему потерянное
здоровье. Это - человек, которого постигла болезнь, терпящий боли
и борющийся с ними. Он одинок в мире, где каждый занят собой. Его почти
никто не помнит и никто не уделяет внимания его заботам. Его забыли,
как забывают бесчувственный безжизненный камень… И здесь приходит
Ислам, наполненный добром и благом ко всем людям, дабы объяснить, что
нет никого более нуждающегося в том, чтобы его развеселили и подняли
дух, чем этот больной. Ислам уделил этой теме большое внимание, сделав заботу о душевно или физически больных, одной из своих доктрин. Это проявляется в двух направлениях:
Первое: Ислам обращается к самому больному с объяснением, что эта
жизнь, которой обольщено большинство людей, сделавших её пределом
мечты, на самом деле переходящее наслаждение. Просыпается человек
здоровым, а к вечеру он уже болен. Поэтому Аллах объяснил, что
эта жизнь всего лишь путь к потустороннему миру. Всевышний сказал: "И
здешняя ближняя жизнь - лишь забава и игра, а обиталище последнее - оно
жизнь, если бы они только знали." (Паук: 64) Затем Ислам
обращается к этому больному, объясняя, что болезнь, постигшая его -
предопре-деление от Аллаха и оно неизбежно. И в этом есть знамение
любви Аллаха к этому больному. Пророк Мухаммад, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, если Аллах полюбит какое-либо
племя, Он посылает на них испытания." Удивительно! Как можно кого-то
любить и посылать на него испытания?! Пророк, да будет мир над ним,
объяснил это словами: "Если пожелает Аллах своему рабу блага, Он
ускоряет его наказание в этой жизни." Каждый из нас совершает
грехи перед Аллахом, за которые он заслуживает наказание на том свете.
Но тому, кого любит Аллах, Он ускоряет наказание в этой жизни, дабы был
он чистым от грехов в Судный день и вошел в рай по милости Аллаха.
Поэтому пророк - да будет мир над ним - сказал, что в Судный день,
когда Аллах дарует награды тем, на кого были посланы испытания, люди
которых они не постигли будут желать: о если бы мы пребывали в
постоянных испытаниях. Все это по причине величия награды перетерпевших
испытания. Приглянись же, о тот, кто болен, как Ислам учел эту
сторону. Он не оставил больного на муки болезней, а объяснил, что все
это не пропадет даром. Аллах дарует ему великую награду за его
терпение. И помните, что Ислам, сообщая о награде больного за
терпение не оставил его сдаваться болезни, а напротив побудил к поиску
лечения. Пророк, да будет мир над ним, сказал: "Поистине Аллах послал
болезни и лекарства и сделал от каждой болезни излечение так лечитесь
же, но не употребляйте при этом запретное". Второе: Ислам
обращается к обществу, в котором живет этот больной с пояснением того,
что никто так не нуждается в посещение и заботе как больной человек.
Поистине забота о больном - признак благонравия. Вдобавок к этому
Ислам сделал заботу о больном одним из видов поклонения Всевышнему, и
даже более того, он сделал её одним из прав мусульман друг перед
другом. Пророк, да будет мир над ним, сказал: "Пять обязанностей
возлежит на мусульманине перед его братом : ответ на приветствие, слова
"да смилуется над тобой Аллах" чихнувшему, ответ на приглашение,
посещение больного и присутствие на похоронах." Также пророк сказал: "Накормите голодного, навестите больного и помогите страдающему."
В посещение больного много прекрасных значений, среди которых то, что
он не одинок в своих страданиях и печали, ведь у него есть любящие
братья, друзья, родственники и соседи, облегчающие его боли и
страдания. Посещение больного значит, что он не забыт и о нём помнят.
Посещение больного значит, что он все еще является действующим звеном
общества, и оно ждет его выздоровления для продолжения своей роли в
жизни. В посещении больного есть напоминание о его Творце и в постоянной нужде в Нем.
В посещении больного напоминание людям об их слабой стороне и что
каждый из них когда-нибудь покинет этот бренный мир. Каждый из них, кем
бы то он не был, остается путником в этой жизни, направляющимся в
вечный мир. Так пусть же приготовится он для этого, уверуя во
Всемогущего Аллаха и, совершая благодеяния, дабы пребывать в раю вечно
счастливым. Посещение больного напоминает ему о значимости
здоровья, которого лишены многие, и которым он наслаждался по милости
Аллаха месяцы и годы. Болезнь же постигшая его это всего лишь
напоминание о том, что здоровье милость от Аллаха, за которое нужно
постоянно быть благодарным Всевышнему. Пророк Мухаммад, да
благословит его Аллах и приветствует, пришел к этому миру с принципами,
осуществляющими больному, навещающему его, и лечащему духовное
равновесие, спокойствие и силу в любых жизненных ситуациях. Ислам
сделал посещение больного поклонением Аллаху и даровал большую награду
тому, кто находится на пути к больному или в больнице, в которой лежит
больной. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал
: "Кто навестил больного, тот находится в "хирфе" рая. Его спросили:
Что значит "хирфа" рая? Он ответил: Это плоды рая." Также пророк
сказал: "Кто навестил больного или брата по вере тому провозгласит
глашатай (из ангелов): Благословенен ты и твой путь и уготован тебе дом
в раю." Получение высокой степени перед Аллахом за посещение
больного - это великое добро. Пророк, да будет мир над ним, сказал:
"Мусульманину, навещающему другого мусульманина, Аллах посылает
семьдесят тысяч ангелов, молящихся за него. Если посещение было днем,
они молятся за него до вечера, а если оно было ночью они молятся за
него до утра". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,
постоянно побуждал и наставлял своих сподвижников, ежедневно навещать
больного. Однажды он спросил своих сподвижников: "Кто из вас сегодня
постится? Абу Бакр ответил: Я. Пророк спросил: Кто из вас был сегодня
на похоронах? Абу Бакр ответил: Я. Пророк спросил: Кто из вас сегодня
накормил неимущего? Абу Бакр ответил: Я. Пророк спросил: Кто из вас
сегодня навестил больного? Абу Бакр ответил: Я. Тогда пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал: Тот в ком соберутся
вместе эти деяния, непременно войдет в рай." Посланник, да будет
мир над ним, не только побуждал посещать больного, но и наставлял
облегчить его участь, молясь за него и утешая. Аиша, жена пророка,
поведала что, заходя к больному, пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, молился за него. Один из сподвижников рассказал,
что пророк навестил кочевника. Посещая больного, он говорил ему:
"Ничего страшного это - очищение, если на то будет воля Аллаха.
Пророк, да благословит его Аллах, был мягок. Благословенной рукой он
нежно проводил по телу больного и молился за него, дабы отвлечь его,
облегчить боль и внести радость в его сердце. Жена пророка Аиша
рассказывает: "Если кто-то из нас болен, то пророк потирал его правой
рукой и говорил: Уведи боль, Господь людей. Исцели, воистину Ты
Целитель. Нет исцеления кроме Твоего. Ниспошли исцеление неоставляющее
болезни." (То есть исцелитель только лишь Аллах, Он один распоряжается
всем и Он всемогущ, а на человека возлагается только поиск лекарства.)
Все вышеупомянутое было связано лишь с посещением больного, ну а те
добрые люди, участвующие в помощи раненным и пострадавшим и доставлении
их в больницы и поликлиники, их Ислам радует великой, почти неописуемой
наградой. Наградой, стараясь получить которую молящиеся проводят долгие
месяцы в молитве, но не достигают её. Посланник, да благословит
его Аллах и приветствует, говорит: "Наиболее любимый Аллахом человек
тот, от которого больше пользы людям. Наиболее любимые Аллахом деяния -
внесение радости в сердце мусульманина или удаление скорби от него, или
уплата его долга или утоление его голода. И клянусь, что пойти с братом
по вере, удовлетворяя его нужды, милее мне, чем провести месяц в
поклонении в этой мечети." Также он сказал: "Аллах пребывает в помощи раба своего, пока тот пребывает в помощи своего брата."
Более того, Ислам побуждает навещать больного, даже если он другой
веры. Это ясно видно из истории того иудейского парня, притеснявшего
пророка, да благословит его Аллах и приветствует, бросая нечистоты
перед его дверью. Однажды выйдя из дома, пророк ничего не обнаружил.
Удивившись этому, он спросил о парне и ему ответили, что тот болен.
Узнав об этом, посланник поспешил навестить его и удостовериться о его
здоровье, что впоследствии стало причиной принятия этим парнем Ислама.
Успокоением для больного является напоминание ему о том, что эта
болезнь испытание от Аллаха. Если он удовлетворится этим
предопределением Всевышнего, то ему уготовано вознаграждение, но если
он будет возражать против него и проявлять недовольство, то ему
достанется лишь муки болезни и гнев Аллаха. В один из дней
паломничества парни из родни Аиши, да будет доволен ею Аллах, смеясь,
вошли к ней. Она их спросила о причине их смеха, на что они ответили:
"Такой-то человек упал на веревку, которой натянули палатку,
впоследствии чего он чуть не свернул себе шею и не выбил глаз. Она
сказала: "Не смейтесь. Поистине я слышала, как посланник Аллаха сказал:
"Если какой-либо мусульманин уколется колючкой или с ним случится
что-то посерьезней, то за это Аллах возвышает его в степени и прощает
ему один из грехов." Также посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал: "Верующему, которого постигает недуг или
тягость, болезнь или грусть или даже беспокоящая его забота, прощается
из его грехов. Он также сказал о лихорадке: "Она удаляет грехи сынов
Адама, также как кузнечный мех удаляет ржавчину с железа." И в
заключение, о том которого постигла болезнь, помни, что мы с тобой
чувствуем твои болезни и переживаем и разделяем с тобой горечь боли.
Мы просим Аллаха, чтобы Он послал тебе скорого выздоровления и
надеемся, что ты станешь как прежде активным членом общества, после
того как эта болезнь укрепила твое терпение и довольство
предопределением Аллаха и увеличила твою награду.