Шейх Мухаммад Насир ад-Дин
ибн Нух ибн Адам Наджати аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах)
родился в городе Шкодер, бывшей столице Албании, в 1332 г.х. (в 1914 г.
по христианскому летоисчислению). Он был выходцем из бедной семьи. Его
отец аль-Хадж Нух Наджати аль-Албани, получив шариатское образование в
Стамбуле (Турция), вернулся в Албанию и стал крупным учёным-богословом
ханафитского мазхаба (религиозно-правовой школы). После того, как в
Албании пришёл к власти Ахмет Зогу и там стали повсеместно
распространяться атеистические идеи, семья будущего шейха совершила
хиджру (пе¬реселение ради спасения своей веры) в Дамаск (Сирия). В
Дамаске шейх аль-Албани получил начальное образование в школе, которая
в течение многих веков служила убежищем для всех людей, стремившихся к
знаниям, а затем стал обучаться Священному Корану, правилам чтения
Корана (таджвид), наукам, связанным с арабским языком, праву
ханафитского мазхаба и другим предметам Исламского ве¬роучения как у
своего отца, так и у других шейхов (напри¬мер, Саид 'аль-Бурхани). У
отца он также обучился ремеслу часовщика, преуспел в нем и стал
известным мастером, чем и зарабатывал себе на жизнь. К
двадцатилетнему возрасту, находясь под влиянием статей из журнала
«аль-Манар», которые написал шейх Мухаммад Рашид Рида, где он выявлял
степень достоверности хадисов в книге аль-Газали «Воскрешение наук о
вере» че¬рез критику надёжности цепочек их передатчиков (иснадов), шейх
аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) начал специализироваться в
хадисоведении и относящихся к этой области науках. Заметив в юноше
признаки яркого ума и необычайных способностей, великолепную память, а
также сильное желание к обучению исламским наукам и хадисам, историк и
знаток хадисов из города Халеб шейх Мухаммад Рагиб ат-Табах дал ему
письменное разрешение (иджаза) на преподавание своего сборника
сообщений о до¬стоверных передатчиках под названием «аль-Анвар
аль-Джалийа фи Мухтасар аль-Асбат аль-Халябийа». Первой работой
будущего шейха явилась полная фиксация в пись¬менной форме и
комментарии к монументальному труду крупнейшего знатока хадисов
(хафиза) аль-Ираки «Аль Мугни 'ан-Хамли-ль-Асфар фи-ль-Асфар фи Тахридж
ма фил-льхийа мин-аль-Акбар». Вопреки возражениям отца сын
занялся более глубоким изучением хадисов и смежных наук. Кроме этого,
библиотека отца, которая состояла в основном из различных трудов
ханафитского мазхаба, не могла удовлетворить потребности и жажду знаний
будущего шейха. Не имея достаточных средств на приобретение многих
книг, юноша брал их в знаменитой библиотеке Дамаска «Аз-Захириййа» либо
был вынужден одалживаться у книжных торговцев. Шейх аль-Албани
(да будет милостив к нему Аллах) на¬столько погрузился в науку о
хадисах, что иногда закрывал свою часовую мастерскую и оставался в
библиотеке по 12 ча¬сов, прерываясь лишь для совершения намаза.
Довольно часто он даже не уходил из библиотеки, чтобы принять пи¬щу,
обходясь парой взятых с собой бутербродов. В конце концов дирекция
библиотеки предоставила ему специальную комнату для исследований и ключ
от книгохранилищ, где шейх работал с раннего утра до поздней ночи. В
этот период времени шейх аль-Албани (да будет милостив к не¬му Аллах)
написал много полезных трудов, большинство из которых до сих пор не
опубликованы. Шейх аль-Албани с честью и терпением выносил
мно¬гие испытания, выпадавшие на его долю. Немалую поддерж¬ку в трудные
моменты жизни ему оказывали уважаемые шейхи Дамаска (шейх Бахджатул
Битар, шейх Абдул-Фаттах и имам Тауфик аль-Барзах — да будет милостив к
ним всем Аллах), которые побуждали его продолжать свои ис¬следования.
Спустя некоторое время шейх аль-Албани (да будет ми¬лостив к нему
Аллах) стал преподавать два раза в неделю. На его занятиях, которые
посещали студенты и преподаватели университетов, рассматривались
вопросы исламского ве¬роучения ('акида), права (фикх), хадисов и
смежных наук. Он также стал совершать ежемесячные поездки в различ¬ные
города Сирии и Иордании. Многие исламские университеты и
организации стали приглашать шейха к себе, предлагая ему занять высокие
должности, однако большинство из этих предложений он отклонял, объясняя
это своей огромной занятостью в деле приобретения и распространения
знаний. После того, как вышел в свет ряд его трудов, шейха
аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах) пригласили читать курс
лекций по наукам о хадисах в Исламский Уни¬верситет Медины (Саудовская
Аравия), где он проработал с 1381 по 1383 г. х., став также одним из
членов руководства Университета. Благодаря его усилиям преподавание
хадисов и связанных с ними наук поднялось на качественно иной, более
высокий уровень. В результате гораздо боль¬шее число студентов стало
специализироваться в хадисоведении и смежных дисциплинах. В знак
признания заслуг шейха ему было присвоено звание профессора Исламского
Университета Медины. Затем он вернулся к своим преж¬ним исследованиям и
работе в библиотеке «Аз-Захириййа», передав собственную часовую
мастерскую одному из своих братьев. Шейх аль-Албани (да будет
милостив к нему Аллах) по¬сетил с циклом лекций многие страны (Катар,
Египет, Ку¬вейт, ОАЭ, Испанию, Великобританию и др.). Несмотря на то,
что он приобрёл широкую известность во всём мире, у него никогда не
было стремления к славе. Он любил повто¬рять: «Любовь к славе
переламывает человеку спину». Крупные мусульманские богословы и
имамы почтитель¬но отзывались о шейхе аль-Албани. Шейх взрастил и
воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всем мире. Среди
них шейх Хамди Абдуль – Маджид, шейх Мухаммад ‘Эйд Аббаси, доктор ‘Умар
Сулайман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади
аль-Вади’и, шейх Али Хашшан, шейх Мухаммад Джамиль Зину, шейх Абдур –
Рахман Абдус – Самад, шейх Али Хасан Абдуль – Хамид аль – Халяби, шейх
Салим аль- Хилали, шейх Мухаммад Салих аль – Мунаджид и многие другие.
Они консультировались с ним по вопросам религиозно-правового характера,
посе¬щали его, обменивались многочисленными письмами. Во главе всех
этих учёных стоял шейх Абдул-Азиз ибн Баз (да будет милостив к нему
Аллах), который испытывал к шейху очень глубокое уважение. Он сказал о
шейхе аль – Албани: «Я не знаю ни одного человека под сводом небес,
который обладал бы большими знаниями о хадисах Посланника Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, чем шейх Насир». Другой
учёный-богослов, круп¬нейший знаток тафсира и арабского языка шейх
Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити столь высоко почитал шейха аль-Албани,
что, когда последний проходил мимо него во время занятий в мечети
Медины, он специально прерывал урок, чтобы встать со своего места и
поприветствовать шейха. Более сотни работ из наследия шейха
аль-Албани по¬священы главным образом исследованию хадисов. Он
при¬ложил немало усилий для проверки и отбора достоверных хадисов от
слабых либо вымышленных. Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему
Аллах) проанализировал на до¬стоверность известные сборники хадисов
ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса'и, Ибн Маджи, а также труды «Джами'
ас-Сагир» и «Мишкат аль-Масабих» ас-Суйути, «Фикх ус-Сун¬на» Сайда
Сабика, «Дозволенное и запретное в Исламе» док¬тора Йусуфа Кардави,
«Сады Праведных» шейха ан-Навави, «Адаб аль-Муфрад» имама аль-Бухари и
многие другие знаменитые книги. Благодаря шейху аль-Албани, собравшему
слабые и достоверные хадисы в отдельных томах, исламские ученые и
простые мусульмане имеют возмож¬ность отличить слабые и вымышленные
хадисы от достовер¬ных и хороших. Кроме того, шейх аль-Албани написал
вели¬колепные книги по основам Ислама, среди которых безус¬ловно
следует выделить книгу «Описание намаза Пророка (да благословит его
Аллах и приветствует) с самого начала до конца, как ес¬ли бы вы это
видели собственными глазами», «Обряды Хаджжа и Умры из Книги (Аллаха),
Сун¬ны и деяний праведных предков», «Правила погребального обряда» и
многие другие. Шейх аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах)
не прекращал заниматься научной и преподавательской дея¬тельностью до
последних дней своей земной жизни, пока его здоровье резко не
ухудшилось. Шейх скончался до за¬хода солнца в субботу, 22 числа месяца
джумада ас-сани 1420 г.х. (2 октября 1999 г.) в возрасте 87 лет.
Погребальный намаз по нему был проведён вечером того же дня, посколь¬ку
шейх написал в своём завещании, чтобы его похороны прошли как можно
быстрее в соответствии с Сунной Проро¬ка (да благословит его Аллах и
приветствует). Число людей, принявших участие в этом намазе, составило
свыше пяти тысяч человек. Да простит его Всевышний Аллах и да пре¬будет
с ним Его милость! Источник: www.islamhouse.com