1. История. Хариджизм (араб.
мятежники , раскольники ), по сути, является первой в истории Ислама
раскольничьей сектой. Это секта крайне радикального толка. История ее
возникновения восходит к правлению четвертого праведного халифа Али ибн
Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) (34-39 годы хиджры/656-661).
После провозглашения его халифом, ему присягнули все провинции, за
исключением Сирии. Ее правитель Муавия ибн Абу Суфьян (будущий халиф и
основатель династии Омеййадов) воздерживался от присяги, выставляя
халифу несколько предварительных условий. Для того чтобы оказать
давление на Муавию, халиф Али в 35 году (657) двинулся с верными ему
войсками в Сирию. У населенного пункта Сиффин произошло сражение, в
ходе которого Али сумел значительно потеснить силы Муавии. Но в
решающей фазе сражения сирийцы нанизали на свои копья аяты Корана,
призывая Али к прекращению кровопролития и решению вопроса посредством
третейского суда. Али, не желая продолжать кровопролитие,
согласился на третейский суд. Это решение было встречено у части его
сторонников с большим неодобрением. Они требовали от Али решительных
действий против Муавии. Но Али объяснял свое решение Кораном.
В знак своего несогласия с действиями Али большая часть его вооруженных
сторонников (около 12000 чел.) покинула его. Они заявили, что не
признают решение третейского суда в связи с тем, что судить вправе
только Бог (Ла тахким илла лиллахи). Вначале они обосновались у
населенного пункта Харура. Поэтому, первоначально, их называли
харуритами . Почти сразу эта секта превратилась в мощную политическую
силу, и на протяжении последующих десятилетий была главным
дестабилизирующим фактором в Халифате. В борьбе со своими противниками
хариджиты использовали любые средства, включая и политический террор.
Хариджиты сразу объявили своими врагами, как Али, так и Муавию, начали
против них активные диверсионные и военные действия. В 36 году (658)
халиф Али повел свои войска против них и разгромил их в сражении у
Нахравана. Но жизнь этого выдающегося человека трагически оборвалась в
39 году (661). Он был убит в мечети хариджитским террористом-смертником
ибн Мулджамом. Хариджиты отправили убийцу и для ликвидации Муавии, но
тот заговор оказался раскрытым, и Муавия не пострадал. В
последующие годы они вели вооруженную борьбу с халифом Муавией и его
наследниками, к которым перешел халифат после смерти Али. В ходе боевых
действий у них сформировался культ мучеников , к отмщению которых они
призывали. В повстанческой деятельности они использовали методы
партизанской войны, совершая стремительные налеты, и, в случае подхода
халифских войск, сразу отходя в безопасные места. Основным местом их
базирования была болотистая и труднопроходимая местность аль-Батаих
неподалеку от Басры (Южный Ирак). От рук этих фанатиков пали многие
тысячи мусульман. Но среди самих хариджитов не было единства.
Уже в I веке хиджры (VII в.) они распались на три соперничающие между
собой секты - ибадитов, суфритов и азракитов. Однако самой ранней
группой, заложившей основы хариджитского движения мусульманские
ересиографы называют мухаккимитов (напр. аль-Багдади, аль-Фарк , 74-82)
В последующие годы раскол среди них еще более углубился и к III в. (X
в.) мусульманские ересиографы указывали на наличие у них около 20 сект.
Хариджитское движение в последующие десятилетия охватило Ирак,
Иран, Йемен, Северную Африку. После VI в. (XI в.) они окончательно
ослабли и сошли с политической арены. Наше время небольшие группы азракитов и ибадитов все еще встречаются в Алжире, Ливии и Омане. Доктрина Всем хариджитам свойственно отречение от праведных халифов Османа и Али, а также от последующих халифов.
Мусульманский ересиограф V-VI вв. (X-XI вв.) Аш-Шахрастани в книге
Китаб ал-Милал ва-н-Нихал (Книга о религиях и сектах) выделил основную
ересь в учении ранних хариджитов-мухаккимитов отличающих их от
ортодоксальных мусульман-суннитов. Она касается вопроса о политической
власти в халифате. Как известно, ортодоксальные мусульмане, в
соответствии с хадисами пророка признают руководство (имамат) за
представителями родного племени пророка - курайш. Все халифы Арабского
халифата были родом из этого племени. Однако хариджиты
придерживались других взглядов. Аш-Шахрастани писал: Они допускали, что
имамат может быть среди некурайшитов, и каждый, кого они назначали по
своему усмотрению, обходился с людьми соответственно той справедливости
и тому воздержанию от несправедливости, примеры которых они показали
ему, - тот был имамом. Кто выступит против него, с тем необходимо вести
борьбу. Если же он изменит образ действия и отступит от справедливости,
то его следует сместить или убить. Они допускали, что в мире вовсе не
быть имама, если же в нем возникнет потребность, то им может быть раб
или свободный, набатеец или курайшит . Первым имамом хариджитов был
Абдаллах бин Вахб ар-Расиби. После раскола среди хариджитов в
ней образовалась секта азракитов. Учение этой секты было крайне
радикальным. Основателем азракизма был Нафи ибн аль-Азрак [ум. в 66 г.
(685)]. Подробно учение азракитов описали ан-Наши аль-Акбар (Масаил,
68-70), аль- Ашари (Малакат, 86-89) и т. д. Согласно их сведениям, они
обязывали всех своих последователей участвовать в вооруженной борьбе
против законной власти. Уклоняющихся от борьбы они объявляли неверными
и убивали. Азракиты объявили неверными всех мусульман, которые не
разделяли их убеждений и призывали к их убийству. Нафи ибн аль-Азрак
даже разрешил убивать женщин и детей противника. Одним из
самых радикальных постулатов ереси азракизма было то, что они считали
любого мусульманина, совершившего тяжкий грех неверным. Таких людей они
объявили вышедшими из Ислама и пребывающими вечно в аду.
Схожие принципы были и у другой секты хариджитов - азиритов. Согласно
их доктрине смерти подлежали и Обладатели писания (христиане и иудеи).
Аль-Ашари и аль-Багдади упоминали, что основатель этого движения Наджда
ибн Амир говорил, что Кто совершил плохой поступок или сказал ложь -
незначительную или тяжкую - и упорствовал в этом, тот многобожник, а
кто совершил прелюбодеяние, выпил вино, украл, не упорствуя в этом, тот
многобожником не является . В вопросе имамата они утверждали, что
мусульманам вообще не нужен имам, но если они решили его избрать, то
это допустимо. Несколько умереннее по сравнению с азракитами и
азиритами было другое течение среди хариджитов - ибадиты. Это наиболее
умеренная из хариджитских течений. Они выделились из среды азракитов,
после того как основатель этой секты Абдаллах ибн Ибад отказался
выступить против Омеййадов. Это произошло в 65 г. (684).
Аш-Шахрастани в книге Китаб аль-Милал ва-н-Нихал приводит слова
Абдаллаха ибн Ибада, характеризующие основные доктринальные особенности
идеологии ибадитов: Наши противники из числа мусульман являются
неверующими, но не многобожниками. С ними дозволено вступать в брак,
разрешается наследовать им, во время войны разрешается брать в качестве
добычи из их имущества лошадей и оружие, а все остальное запрещено.
Запрещено убивать их и брать их в плен тайком, коварно, разве только
после вступления в войну и представления доказательства веры .
Далее, аш-Шахрастани приводит еще некоторые данные о доктрине ибадитов:
Они говорили, что территория их противников из числа приверженцев
ислама есть территория единобожия, за исключением лагеря правителя, ибо
это территория несправедливости. Они допускали свидетельствование своих
противников против своих товарищей, а о совершивших тяжкие грехи
говорили, что они - не многобожники, но и неверующие . В связи
с тем, что сект в Хариджизме было очень много, не представляется
возможным описание всех их воззрений в данном труде. Я привел основные
исторические события и доктринальные особенности главных хариджитских
сект. Крайне радикальный характер учения и деятельности
хариджитов поставили их вне закона среди мусульман и оттолкнули от них
население. В этих условиях они постепенно сошли с политической арены и
сегодня представлены лишь малочисленными группами, в основном
ибадитского толка, которые давно уже отказались от крайнего
радикализма. В заключении остается добавить, что возникновение
хариджизма было предсказано нашим пророком Мухаммадом (мир ему и
благословение Божье). Однажды он делил между людьми золото. К нему
подошел один человек и сказал: О Мухаммад, побойся Аллаха! . Посланник
Аллаха на это сказал: Кто будет покорен Аллаху, если не я? Мне доверили
всех обитателей земли, а ты не доверяешь мне? . Затем он добавил: Из
таких вот людей выйдет народ, который будет читать Коран, но он не
будет проникать дальше их глоток. Они будут убивать мусульман, и
призывать язычников. Они выйдут из Ислама подобно тому, как стрела
пронзает дичь. Если вы застанете их, то убейте их так же, как некогда
было убито племя Ад . (Бухари, Муслим)
|