Священные окрестности Мекки включают территорию вокруг Мекки,
отмеченную камнями высотой в метр на всех дорогах, ведущих в Мекку и из
нее. На севере Харам Мекки простирается до Таньима, на шесть
километров от Священной Мечети, южная сторона — до Ады в двенадцати
километрах от Мекки. К востоку от нее в шестнадцати километрах
располагается Аль-Джихрана, а на северо-восточной границе лежит долина
Наклах. На западной границе в пятнадцати километрах от Мекки
располагается Аль-Шмаиси (это место принято было называть
Аль-Худайбийя. Именно здесь Пророку (мир ему и благословение) его
Сподвижники дали знаменитый обет — Баиат Ар-Ридван). Мухибуддин
ат-Табари передал от Аз-Зухари: «Пророк Ибрахим (мир ему) воздвигнул
вехи Священных окрестностей, как было указано ему Джибриилом». Эти вехи
оставались нетронутыми вплоть до времени Кусая, обновившего их.
Впоследствии Пророк (мир ему и благословение) в год Открытия Мекки
послал Тамима Ибн Усаида аль-Хозаи отстроить их заново. Еще позже Омар
направил четырех человек из рода Курайшитов — Мухраму ибн Науфаля,
Саида ибн Ярбу, Ховайтиба ибн Абдиль-Уззу, и Адхара Ибн Абд-Ауфа —
реконструировать эти вехи. В свое время Муавийя I и затем Абдул-Малик
также обновляли их. Харам Медины В Священных окрестностях
Медины убийство диких животных и вырубка деревьев запрещены так же, как
и в Харам Мекки. Джабир Ибн Абдулла передал, что Посланник Аллаха (мир
ему и благословение) сказал: «Ибрахим (мир ему) сделал Мекку Харам
(неприкосновенной), и я провозглашаю Медину и то, что лежит между двумя
тропами, Харам. Ни одно животное не может быть убито, ни даже ада —
покрытое иглами растение, растущее здесь, не может быть сорвано»
(Муслим). Али сообщил, что, говоря о Медине, Пророк (мир ему и
благословение) сказал: «Растения ее не должны быть сорваны, животные ее
не должны устрашаться, предметы, утерянные в ней, нельзя поднимать за
исключением лишь тех случаев, когда объявляется поиск владельца, так же
как никто не имеет права вносить на ее территорию оружие. Деревья ее
нельзя рубить, за исключением необходимости кормления животных»
(Передано Ахмадом и Абу Даудом). И Бухари, и Муслим передают, что
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Медина — Харам (Священная) и
ее Священные окрестности простираются от Ир к Соур». (Ир — гора у микат
(назначенных пределов) Медины, а Соур — гора близ Ухуда на севере). В
другом повествовании, подтверждаемом Хадисами, переданном Абу Хурайрой,
говорится: «Пророк (мир ему и благословение) провозгласил землю между
двумя черными тропами Медины священной и расширил ее пределы на
двенадцать километров от Медины». Пророк (мир ему и благословение)
разрешал жителям Медины рубить деревья для изготовления плуга, телег и
других необходимых орудий и средств. Он также позволял им нарезать
траву для животных. В отличие от них жителям Мекки, обладающим достаточными запасами корма для своих животных, не разрешается срезать даже траву.
Хотя убийство диких животных и вырубка деревьев на неприкосновенной
территории Медины не влечет за собой наказания и не требует какого-либо
возмещения, поступать так — означает совершить грех. Анас
сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Медина —
священная территория в следующих пределах, и (в этих границах) нельзя
вырубать деревья, так же как нельзя совершать (противоправных)
действий, и каждый поступающий так навлечет на себя проклятие Аллаха,
Ангелов Его и всего человечества» (Бухари). Есть ли другие священные места помимо Мекки и Медины?
Ибн Талмийя сказал: «Нет других священных мест во всем мире за
исключением этих двух, в том числе Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме и ни
одно другое, даже, несмотря на то, что некоторые несведущие люди
называют их Харам-аль-Макдис и Харам-аль-Халиль. Согласно единодушному
мнению лишь Харам Мекка является единственной Харам». В отношении
Медины подобного согласия нет. Тем не менее, большинство ученых
считают, что территория Медины также является Священной, как
утверждается это в Хадисах. Мусульманские ученые расходятся в
своих суждениях относительно третьего священного места — Вуйи, долины
Аль-Таифа. Аш-Шафаи считает ее священной. Аш-Шаукани соглашается с ним,
однако большинство ученых имеют иное мнение и не считают ее священной. Преимущество Мекки над Мединой
Абдулла ибн Ади аль-Хамра сообщил, что он слышал, как Посланник Аллаха
(мир ему и благословение) сказал: «Именем Аллаха! Ты (Мекка) лучшая из
земель Аллаха, наиболее любимая Им. Не будь я изгнан, никогда бы не
покидал (тебя)» (Ахмад, Ибн Маджа и Тирмизи). Ибн Аббас сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему) обращаясь к Мекке, сказал: «Сколь прекрасна
ты! Тебя больше всех я люблю. Если бы мой народ не изгнал меня, никогда
бы не покинул я (эти места), чтобы жить где-либо еще»» (Тирмизи считает
этот хадис достоверным). Вступление в Мекку без облачения в одеяние ихрам
Вне зависимости от того, кто вступает на территорию Мекки в поисках
убежища, он имеет право войти в Мекку, не облачаясь в ихрам, если не
намеревается совершить хадж или умру. Таково мнение Аш-Шафии, которое
поддерживают также его последователи. Муслим передал, что
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вступал в Мекку в чалме
черного цвета и без ихрам. Сообщается, что Ибн Джубайр, возвратившись
из путешествия, вошел в Мекку, не надевая ихрам. Намеревающимся посетить Мекку рекомендуется: 1. совершить омовение. Сообщается, что Ибн Омар принимал омовения перед вступлением в Мекку;
2. провести ночь в Ди Тува, долине по дороге в Аль-Захер. Пророк (мир
ему и благословение) обычно проводил ночь там. Нафи сказал: «Ибн Омар
поступал так же» (Передано Бухари и Муслимом); 3. входить в Мекку
с верхнего холма Кода. Пророк (мир ему и благословение) вступал в Мекку
со стороны Аль-Муаллаха. Каждому, кто в состоянии идти по этому пути,
следует поступать так, однако нет греха в избрании иного пути; 4.
спешить попасть в Священную Мечеть как можно скорее (после того, как
вещи отданы на сохранение). Туда следует входить через ворота,
известные как Баб Бани Шайба — Баб ус Салям — и сказать скромно и
искренне: («Я ищу убежища у Аллаха Всевышнего, я ищу убежища в Его
Чести и Вечной Славе, Его Бесконечной Мощи от проклятий дьявола. О
Аллах! Благослови Мухаммада и его семью. Прости мне мои грехи и отвори
мне двери Своего милосердия»); 5. увидев впервые Каабу, поднять
руки и сказать: («О Аллах! Возвеличь честь, достоинство и почет этого
Дома, и даруй всем, кто пришел совершить хадж или умру, честь,
достоинство, уважение и добродетельность»). Сказать также: («О Аллах!
Ты — Мир, и от тебя — Мир. О Аллах! Встреть нас с Миром»); 6.
обратиться затем к Черному Камню и спокойно поцеловать его. Если это
невозможно, прикоснуться к нему рукой и поцеловать ее или помахать
рукой в его направлении. 7. начать Таваф — обход Черного Камня;
8. не обязательно совершать приветственную молитву в Священной Мечети,
ибо Таваф Каабы и является ее приветствием. Если, тем не менее,
наступает время предписанных ежедневных молитв, возносить их должно
коллективно. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С наступлением
времени обязательной молитвы ни одна молитва, за исключением
предписанной, не является действительной». Точно так же, если паломник
опасается пропустить обязательную молитву, он должен совершить ее
прежде всего. По материалам сайта