Если рассматривать вопрос о
том, какие существуют взаимоотношения между мусульманами, то для
истинного мусульманина все представители человечества равны между
собой, будучи творениями Аллаха. Всевышний в Коране сказал: “Из
Его знамений — творение небес и земли, различие ваших языков и цветов.
Поистине, в этом — знамение для знающих!” (Коран, 30:22). Таким
образом, для мусульманина расы и языки — явные внешние различия внутри
человеческого рода — это проявления удивительной творческой способности
Всевышнего, установленного Им разнообразия людей. Такого рода внешние
различия — это отнюдь не причина для заискивания или презрения,
поскольку Ислам признает лишь один критерий различия между людьми —
моральные и духовные качества, такие, как степень Имана (веры) и Такуа
(богобоязненности), характер человека, уровень его знаний и следование
Исламу. Мирские обретения — богатство, положение, власть, родовитость и
образование — не имеют, с точки зрения Бога, никакой ценности, если
только человек не использует их на Его пути или в угоду Ему. В
человеческой семье те, кто придерживаются одних и тех же взглядов на
Бытие и обладают теми же ценностями, будут, естественно, ощущать
величайшую близость и родство. Поэтому мусульмане, где бы они ни жили,
естественным образом находят в своих единоверцах мощнейший источник
поддержки, любви и доброго отношения. Последователи Ислама образуют
единое сообщество вне зависимости от своей национальности, языка и
обычаев. Подобно членам одной семьи, они заботятся о нуждах друг друга
и делят друг с другом все хорошее и плохое, поощряют друг в друге
следование Исламу и препятствуют отходу от него. Характер
взаимоотношений между мусульманами отражен во многих аятах Корана и в
Хадисах: “А верующие мужчины и верующие женщины, — они — друзья
одни другим: они побуждают к признанному и удерживают от неодобряемого,
простаивают молитву и дают очищение, повинуются Аллаху и Его
посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах — Велик, Мудр!” (Коран,
9:7) “Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев и бойтесь Аллаха, — может быть, вы будете помилованы” (Коран, 48:10).
Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) сказал: “Верующие подобны
одному человеку; затронуть его глаз — значит затронуть его всего, и
затронуть его голову — значит затронуть его всего”. Также он сказал: “Верующие по отношению друг к другу — как части здания, поддерживающие друг друга”. И еще: “Никто из вас не верует, покуда он не желает своему брату того, чего желает себе”. В отношении мусульман к верующим других религий Всевышний сказал:
“О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и
племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас
пред Аллахом — самый благочестивый. Поистине, Аллах — Знающий,
Сведущий!” (Коран, 49: 13). Помимо этого круга братьев и сестер
по вере, для мусульманина все люди являются братьями и сестрами по
человечеству, и по отношению к ним предписываются те же доброта,
честность и уважение. Ведь Ислам не разрешает дискриминацию других
людей по признаку религии или каким-либо другим критериям. Поистине,
Ислам столь сильно настаивает на честности и добром отношении ко всем
другим людям, что запрещает мусульманам относиться со злобой и
жестокостью даже к враждебному народу во время войны. В частности, он
высоко ценит добрососедство и уважает узы, связывающие их с
немусульманами, следуя примеру и предписаниям Пророка (да благословит
его Аллах и приветствует). Характер взаимоотношений мусульман с другими
людьми вне зависимости от их веры определен во многих Хадисах.
Например, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: “Все
творения — созданы Всевышним Аллахом, и те из них милее Ему, которые
хорошо относятся к Его творениям”. Также он (мир ему и благославение) сказал: “Не тот Верующий, кто ест досыта, когда его сосед голоден”. Также он (мир ему и благословение) сказал: “Тот, чье дурное поведение таит угрозу для его соседа, не войдет в Рай”.
Внутри человеческой семьи евреи и христиане, разделяющие с мусульманами
многие убеждения и ценности, образуют сообщество, называемое Исламом
Ахль аль-Китаб, то есть людьми Писания, и поэтому у мусульман особое
отношение к своим “собратьям по Писанию”. Ахль аль-Китаб означает
народ, которому Всевышний ниспослал руководство в Божественном Писании,
или Книге, открытой Его пророком. У евреев это Писание — Таурат,
откровение, дарованное Господом Пророку Моисею (мир ему), а для
христиан это Писание — Евангелие, ниспосланное Иисусу (мир ему).
Многие важные элементы являются общими для Ислама и Христианства. У
мусульман и христиан много общих убеждений, духовных ценностей,
моральных предписаний и принципов поведения. В Исламе Иса Масих —
Иисус Мессия, мир ему и милость Божья, — является одним из величайших
пророков, и к нему мусульмане относятся с глубочайшей любовью и
уважением. Коран подтверждает, что Иисус был рожден девственной матерью
( Марйам) под действием той же Власти, которая произвела на свет Адама
без отца, и что по соизволению Бога он, пророчествуя среди своего
народа, совершил множество невообразимых чудес. Ему была дана
способность складно говорить в колыбели, излечивать больных, воскрешать
мертвых и проникать в сердца людей с помощью слов, ниспосланных ему
Аллахом. Приведем здесь несколько отрывков из Священного Корана, касающихся жизни Иисуса и его миссии:
“Вот сказали ангелы: “О Марйам! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове
от Него, имя которого Мессия ‘Иса, сын Марйам, славном в ближнем и
последнем мире и из приближенных. И будет говорить он с людьми в
колыбели и взрослым и будет из праведников”. Сказала она: “Господи!
Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?” Сказал Он:
“Так! Аллах творит, что желает. Когда он решит какое-нибудь дело, то
только скажет ему: “Будь!” — и оно бывает. И научит Он его писанию, и
мудрости, и Торе, и Евангелию, и сделает посланником к сынам Исра’ила”.
— “Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из
глины по образу птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению
Аллаха. Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых с дозволения
Аллаха. Я сообщу вам, что вы едите и что сохраняете в ваших домах.
Поистине, в этом — знамение для вас, если вы верующие! И в
подтверждение истинности того, что ниспослано до меня в Торе, и чтобы
разрешить вам часть того, что было вам запрещено. И пришел я со
знамением от вашего Господа. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне.
Ведь Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же ему: это — путь
прямой!” (Коран, 3: 45-51). Отношение между мусульманами и
немусульманами основывается на взаимопонимании, взаимной любви,
взаимоуважении без причинения друг другу вреда, как сказано в одном
изречении Пророка (не причиняйте вреда себе и другим). Кроме того,
Всевышний Аллах в Коране говорит: “Не дает вам Аллах запрета о
тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из
ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливым к ним, — ведь
Аллах любит справедливых!” (Коран, 60:8). Исмаил КАДИ