Наш создатель, Всевышний
Аллах ниспослал к нам Коран как руководство к действию, Он сказал:
б"Следуйте тому, что ниспослано вам от Господа вашего" (ал-А1раф 3).
Также Всевышний Аллах разъяснил нам, что тот, кто не следует согласно
Корану является кафиром, т.е. неверующим, Он сказал: "А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные" (Трапеза 44).
Мы должны читать Коран, внимательно размышлять над ним и следовать ему,
Всевышний Аллах сказал: "Писание, ниспосланное тебе благословенно,
чтобы обдумали его знамения и припомнили обладатели рассудка" (Сад 29).
В своем следовании Корану, мы должны стремится следовать Корану,
как это делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет
ему мир) и для этого мы обязаны понимать Коран, как это понимал
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), потому
что если бы каждый, кто читает Коран, и размышляет над его аятами,
следовал бы своему пониманию данного аята, то могло случиться так, что
понимание каждого отличалось от понимания другого, и вместе с этим он
мог бы оказаться в одной из заблудших групп, которые упоминаются в
хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему
мир): "Иудеи распались на 71 группу, христиане на 72 группы, а
этот народ (мусульманская умма) распадется на 73 группы, и они
обитатели ада, кроме одной". Сподвижники спросили: "Какой?" Посланник
Аллаха ответил: "Той, которая идет по моему пути и пути сподвижников".
Этот хадис приводится у ал-Бухари и Муслима. К большому
сожалению, некоторые мусульмане, стараются толковать коранические аяты,
опираясь на различные переводы Корана, делая тем самым Коран жертвой
своих рассуждений и логики. Мы хотели бы предостеречь их хадисом, в
котором приводится изречение Посланника Аллаха (да благословит его
Аллах и ниспошлет ему мир): "Тот, кто говорит о Коране, не имея знаний, готовит себе место в адском пламени".
Для толкования Коран не достаточно его переводов, даже не достаточно
обычное владения арабским языком, не обходимо знать несколько наук,
это: 1) знать арабский язык в совершенстве (морфологию, синтаксис, риторику, изменение по флексиям и по окончаниям); 2) знать историю: в каком порядке были ниспосланы аяты Корана; 3) знать по какому поводу были ниспосланы конкретные аяты Корана; 4) знать какой аят является "насихом" и какой является "мансухом"; 5) знать какой аят является "муджмал" и какой является "муфассил"; 6) знать какой аят является "мутлак" и какой является "мукаййад"; 7) знать какой аят является "мухкам" и какой является "муташабий"; 8) знать какой аят является "амм" и какой является "хасс"; 9) знать в каких вопросах существует "иджмаъ"; 10) знать в каких вопросах существует "ихтилаф"; 11) знать сравнение и его виды;
Также для того, чтобы не следовать аяту своим пониманием, которое может
оказаться неправильным, а следовать правильному пониманию Корана, мы
должны знать: 1) Что самый лучший комментатор Корана - это сам
Коран, одна часть которого проливает свет на другую часть. Это можно
видеть на всем протяжении текста Корана. Например, мы читаем в суре
(ал-Фатиха): "Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты
облагодетельствовал", и когда мы хотим узнать, кто эти благословенные и
счастливые люди? Священный Коран показывает нам этих правдивых,
благочестивых людей, мучеников, на примерах Своих Пророков и
Посланников, а также других истинно верующих. Различные (муджмал)
положения Корана проясняются в свете его отдельных (мубаййан)
положений, например: Всевышний Аллах говорит: "Дозволено вам всякое
животное из скота, кроме того, о чем читается вам". Смысл этих слов
становится понятным в свете другого аята: "Запретил вам только
мертвечину, и кровь, и мясо свиньи..." Таким образом, объяснение
абсолютного (мутлак) через ограниченное (мукаййад) и общего (амм) через
частное (хасс) - это часть метода, при котором одни аяты Корана
объясняются в свете других, связанных с ними. Применяя этот метод,
мусульманские ученые также стремятся решить проблемы, возникающие из-за
аятов, которые как будто противоречат друг другу. 2) Вторым
комментатором является сунна Посланника Аллаха (да благословит его
Аллах и ниспошлет ему мир), основанием этому, мы приведем несколько
причин: а) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет
ему мир) является избранником Всевышнего Аллаха, и он самый лучший
разъяснитель Корана, на это указывает слово Всевышнего Аллаха: "Мы
ниспослали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил людям то, что было
ниспослано им, - может быть, они размыслят!" (ан Нахл 44).
Всевышний Аллах сказал про Своего посланника: "И говорит он не по
пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) говорил: "Поистине, ниспослан мне Коран и ему подобное" Этот хадис приводится у Абу Дауда.
Ибн Халдун сказал: "Пророк (да будет мир с ним) рассказывал о муджмал и
о различиях между отменяющими и отмененными аятами и пояснял это своим
Сподвижникам". Например, он объяснял, что слова "те, которые находятся
под гневом" (в суре "ал-Фатиха") относятся к евреям. Далее, он
объяснил, что в словах "и заблудших" (в той же суре) речь идет о
христианах. Были случаи, когда Сподвижники советовались с
Пророком (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) и его молчание
или поправки сами по себе рассматривались как некий комментарий. Когда
был ниспослан аят "Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами
белая нитка и черная нитка". Абид бин Хатим взял две нитки одну белую,
а другую черную, и посмотрел на них, но не сумел отличить одну от
другой. Тогда он пошел утром к Посланнику Аллаха (да благословит его
Аллах и ниспошлет ему мир) и рассказал ему об этом. Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) объяснил, что здесь
подразумевались день и ночь б) Всевышний Аллах во многих
открытых аятах предписал нам следовать сунне Своего посланника, Он
сказал: "Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от
того удержитесь" (ал-Хашр 7). в) Всевышний Аллах клянется предписал обращаться к Корану и к Своему посланнику для разрешения их споров и признавать его суд.
Всевышний Аллах сказал: "Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то
обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в
Последний день" (ал-Нисаъ 59). Всевышний Аллах сказал: "Но нет -
клянусь твоим Господом - не уверуют они, пока не поставят тебя судьей в
том, что запутано между ними, и потом не найдут в самих себе
затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью" (ал Нисаъ 65).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) сказал:
"Я оставил вам две вещи, которые избавят вас от любого заблуждения,
если вы будете ими строго руководствоваться: Книгу Аллаха и Сунну Его
посланника" Этот хадис приводится у Малика. г) Всевышний Аллах предупредил тех, кто не следует сунне Своего посланника о ждущих их мучениях. Всевышний Аллах сказал:
"Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла
их испытания, и не постигла их наказание, мучительное". (ал Нур 63).
д) Всевышний Аллах возлагает мусульманам быть покорными Его посланнику
Мухаммаду (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) потому что Его
посланник приказывает Его приказом, и запрещает Его приказом, Всевышний
Аллах сказал: "Покорившийся посланнику покорился Аллаху". (ал Нисаъ 80).
е) Наша любовь к Всевышнему Аллаху и к Его посланнику (да благословит
его Аллах и ниспошлет ему мир) находит свое отражение и выражается в
повиновении Им и следовании Их повелениям. Всевышний Аллах сказал:
"Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Возлюбит вас тогда
Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный"
(ал 1имран 31). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет
ему мир) сказал: Ни один из вас не уверует, пока не возлюбит меня
сильнее, чем своего отца, своего сына и всех людей". Этот хадис приводится у ал Бухари и Муслима.
3) В тех случаях, когда в Коране и в Сунне нет указаний относительно
толкования определенного аята Корана, то мы обращаемся к тому, как
толковали эти аяты сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и
ниспошлет ему мир), потому что они свидетели ниспослания, и
современника Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), и
следовательно они лучше других понимали Коран. Всевышний Аллах
сказал о сподвижниках Своего посланника: "Опередившие, первые из
мухаджиров и ансаров и те, кто последовал за ними в благом - Аллах
доволен ими, и они довольны Аллахом, и Он приготовил для них сады, где
текут под ними реки, будучи вечными в нем, всегда. Это великий успех".
(ал Товба 100). Умар бин ал Хаттаб говорил: "Будут люди,
которые станут спорить с вами, приводя в доказательство Коран. Вы
должны ответить им с помощью хадиса, потому что у сподвижников Сунны -
лучшее знание Книги Аллаха". Ибн Масуд говорил про сподвижников:
"Среди нас были люди, которые, выучив десять стихов, не двигались
дальше, пока не вникали полностью в их смысл и не поступали в
соответствии с ними. Так мы изучали Коран и основывали на нем все свои
поступки". Абу Абдурахман ал-Сулами ал-Табии сказал: "Те, которые
читали нам Коран, - Усман бин Аффан, Абдаллах бин Масуд и другие, когда
узнавали от Пророка десять аятов, не шли дальше этого, пока не
усваивали их смысл полностью и не применяли их на практике". Имам Малик
говорит в своем "Муваттаъ", что Абдаллах бин Умар провел восемь лет,
заучивая суру ал-Бакара. Из этих слов видно, что сахабы были
весьма сведущими в толковании Священного Корана, и что при отсутствии
какого-либо наставления со стороны Священного Корана и Сунны Пророка
(да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), комментарий аятов
Священного Корана, сделанная сахаба, является обязательной для
последующих поколений. Абдурахман Гойтинский.
|