Ислам утвердил
некоторыеосновополагающие права для человечества в целом, которые
должнывыполняться и уважаться при любых обстоятельствах. Для реализации
этихправ Ислам обеспечивает не только юридическую защиту, но также
оченьэффективную нравственную систему. Поэтому то, что ведет
кблагосостоянию индивидуума или общества, считается нравственным
вИсламе, а то, что вредит ему - безнравственным. Ислам уделяет
большоевнимание любви к Аллаху и любви к человеку, что предостерегает
отизбытка формализма. Мы читаем в Коране: "Благочестие состоит не в том, Чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад, Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Судный день, В ангелов, Писание, пророков, Кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, Близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, Тратил его на рабов, совершал молитву, давал закат; [благочестивы] верные данной ими клятве, Терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это - те, которые правдивы, те, которые богобоязненны." (Коран 2:177)
В этих *дано прекрасное описание праведного и богобоязненного человека.
Ондолжен повиноваться благотворным правилам, но он должен обратить
свойвзор на любовь Аллаха и любовь своих собратьев. Нам дано
тринаправления. a. Наша вера должна быть правдивой иискренней. Мы
должны быть готовы проявить ее в благотворительныхпоступках по
отношению к нашим собратьям. b. Мы должны быть исполнительными гражданами, поддерживающими социальные организации. c. Наша собственная душа должна быть твердой и непоколебимой в любых обстоятельствах.
С помощью этих критериев судят о поведении человека и определяют,
хорошее оно или плохое. Этот образец суждения обеспечивает ядро,вокруг
которого должны обращаться все нравственные поступки. Перед тем,как
изложить какие-либо нравственные предписания, Ислам стремитсярешительно
внедрить в человеческое сердце уверенность в том, что ондолжен быть в
хороших отношениях с Аллахом, Который постоянно видит его всегда и
везде, что он может скрываться от всех, но не от Божьего наказания.
Таким образом, принимая желания Аллаха за цель человеческой жизни,
Ислам создал высочайший уровень нравственности. Это связано с тем,
чтобы обеспечить неограниченные возможности для нравственного
совершенствования человечества. Священное Откровение,как основной
источник знаний, дает постоянство и стабильностьнравственным
стандартам, что в разумных пределах дает возможность дляподлинного
регулирования, адаптации и нововведений, но не дляизвращений, диких
отклонений, мелкого релятивизма или моральнойнеустойчивости. Оно
одобряет духовность в любви и страхе к Аллаху, которая заставляет
человека повиноваться моральному закону даже без какого-либо давления
извне. Через веру в Аллаха и Судный День оно предоставляет силу,
которая позволяет человеку принять тип нравственного поведения с
легкостью и искренностью,со всей преданностью сердца и души. Но оно не
предоставляет посредствомложного чувства оригинальности и новшества
никаких моральныхдобродетелей, и не стремится преуменьшить важность
общеизвестных инравственных норм, и не преувеличивает важность одних,
игнорируя безпричины другие. Оно принимает общеизвестные
нравственные добродетели и с чувством уравновешенности и соразмерности
оно назначает подходящее место для действия каждому из них в общей
схеме бытия. Откровение расширяет кругозор человека и моделирует его
социальную жизнь- отношения в семье, его гражданское поведение и
деятельность вполитической, экономической, юридической, образовательной
и социальнойобластях. Оно охватывает его жизнь от семьи
дообщества, от обеденного стола до поля битвы и мирных
конференций,буквально от колыбели и до могилы. Короче говоря, ни одна
сфера жизни не освобождается от всеобщего и всеобъемлющего применения
нравственных принципов Ислама. Оно делает царство нравственности
главенствующим и гарантирует, что все жизненные дела, вместо того,
чтобы управляться эгоистическими желаниями и мелкими интересами, должны
регулироваться нормами морали. Коран оговаривает для человека
систему существования, которая основана на всем хорошем и свободна от
всего злого. Он призывает людей не только жить добродетельно, но также
утверждать добродетель и искоренять порок,стремиться к добру и
запрещать зло. Он хочет, чтобы приговор совестигосподствовал, и
добродетель не вынудили играть вторую скрипку поотношению к злу.
Те, кто отвечает на этот призыв,собраны вместе в общину и им дано имя
мусульмане; единственный объект,подчеркивающий образование этой общины
- это то, что оно должно прилагать организованные усилия для того,чтобы
утвердить и усилить добро, пресекать и искоренять зло. Здесь мы
представляем несколько основных моральных учений об Исламедля различных
сторон мусульманской жизни. Они охватывают широкий спектрличного
нравственного поведения мусульманина, а также его
социальнойответственности. Осознание Бога Коран упоминает это как высшее качество мусульманина: "Ведь самый благородный из вас пред Аллахом самый благочестивый." (Коран 49:13)
Покорность,скромность, контроль над чувствами и желаниями, правдивость,
чистота,терпение, непоколебимость и выполнение обещаний - моральные
ценности,которые снова и снова подчеркиваются в Коране. Мы читаем: "... Воистину, Аллах любит терпеливых." (Коран 3:146) "Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и рай, Простирающийся на небесах и на земле И уготованный для бого¬боязненных, Которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], Будь они в достатке или в бедности, Которые сдерживают гнев и явля¬ют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния." (Коран 3:133-134) "О сынок мой! Выстаивай молитву, Побуждай благому, удерживай от запретного И терпи то, что тебя постигло, - Ведь это из твердости в делах. Не криви свою щеку пред людьми И не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых! И соразмеряй свою походку И понижай свой голос: Ведь самый неприятный из голосов - Конечно, голос ослов." (Коран 31:17-19) Подытоживая нравственное поведение мусульманина, Пророк тоже учит нас почитать Бога. Пророк сказал: "Мой Покровитель дал мне девять указаний: всегда оставаться с Господом как в частной, так и в общественной жизни; говорить справедливые вещи, находясь как в состоянии злобы, так и в состоянии удовлетворения; проявлять умеренность и тогда, когда ты беден и тогда, когда ты богат; возобновить дружбу с теми, кто прервал ее со мной; давать тому, кто отвергает меня; когда я молчу я занят размышлениями; чтобы мой внешний вид был примером; и чтобы я показывал, что является верным." Социальная ответственность
Учение Ислама о социальной ответственности основано на доброте и
уважении к другим. Поскольку ясное предписание быть добрым обычно
игнорируется в специфических случаях, Ислам особенно подчеркивает
добрые деянияи дает определение ответственности и правам в различных
отношениях.Тогда в расширяющемся круге отношений, нашей первейшей
обязанностьюявляется долг по отношению к ближайшим родственникам,
родителям, мужуили жене или детям, затем к другим родственникам,
соседям, друзьям изнакомым, сиротам и вдовам нуждающимся в общине,
собратьям мусульманам,всем людям на земле и животным. Родители
Уважениеи внимание к родителям очень много раз подчеркивается в
исламскомучении и является важной частью выражения Мусульманской веры: "Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, Кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, То не говори с ними сердито, Не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: "Господи! Помилуй их, подобно тому, Как они [миловали] и растили меня ребенком." (Коран 17: 23-24) Другие родственники "И давай родственнику должное ему, И бедняку, и путнику и не расточай безрассудно." (Коран 17:26) Соседи Пророк тоже учит нас почитать Бога. Пророк сказал: "Тот не верующий, кто ест досыта, когда его сосед голоден, и тот не верит, чьи соседи не защищены от его скверных поступков."
В действительности согласно Корану и Сунны мусульманин должен исполнять
свою моральную ответственностьне только по отношению к своим родителям,
родственникам и соседям, но ико всему человечеству, животным и полезным
деревьям и растениям.Например, охота на птиц и животных ради
развлечения запрещена. Такжезапрещено срубать деревья и растения,
которые дают фрукты, кромеслучаев, когда в этом есть острая нужда.
Таким образом, на основеглавных нравственных качеств Ислам строит более
высокую систему морали, с помощью которой человечество может
реализовать свой величайший потенциал. Ислам очищает душу от
своекорыстного эгоизма,тирании, распутства и непослушания. Он создает
богобоязненных людейпреданных своим идеалам, овладевших благочестием,
воздержанием ипослушанием и не идущих на компромисс с ложью. Он
включает чувства моральной ответственности и воспитывает способность к
самоконтролю.Ислам воспитывает доброту, благородство, милосердие,
сострадание, мир,бескорыстную доброжелательность справедливость и
правдивость поотношению ко всему мирозданию во всех ситуациях. Он
питает благородныекачества, из которых можно ожидать только добра.