Ислам призывает людей вступать в брак и этому способствуют несколько мусульманских законоположений.
1. Ислам запрещает монашество и отшельничество. По своей милости Аллах
сотворил для мужчины жену из него самого, а затем создал из них
потомство. Всевышний сказал: “И до тебя Мы посылали посланников и
давали им супруг и потомство” (13:38). Однажды к Посланнику Аллаха
пришло трое человек и спросили о том, как он поклоняется. Когда же они
узнали, как ведет себя Пророк, то сочли это для себя недостаточным.
Тогда один из них решил отказаться от женщин и никогда не жениться;
другой – всю ночь молиться и не спать, а третий – всю жизнь поститься.
Услышав про это, Посланник Аллаха сказал: “Что же с людьми, которые
говорят так. Я иногда соблюдаю пост, а иногда нет, совершаю намаз и
сплю, женюсь на женщинах. А кто избегает моей дороги, тот не от меня”.
Когда Усман ибн Маз‘ун попросил Пророка разрешить сделать себе
оскопление (кастрацию), он запретил ему подобное. Многие сподвижники
были готовы пойти на это, но их останавливало то, что Пророк запретил
поступать так. Более того, он говорил: “Мне привита любовь в этом мире
к благовониям и женщинам, а услада моих очей – молитва”. 2.
Ислам призывает молодых мужчин, которые имеют материальную и физическую
возможность жениться, вступать в брак. Пророк сказал: “О молодежь, кто
из вас может жениться, пусть жениться, ибо это благочестивее для глаз и
целомудренней для ваших членов. А кто не имеет возможности жениться,
пусть постится”. Этот призыв обращен именно к молодым, потому что их
стремление и возможности для вступления в брак сильнее и больше, чем у
других. Всевышний сказал: “А те, у которых нет возможности сочетаться
браком, пусть соблюдают целомудрие, пока Аллах не обеспечит их
достатком от своих щедрот” (24:33).
3. Ислам призывает
опекунов мусульманок поскорее выдавать их замуж и запрещает им
усложнять условия бракосочетания, мешать девушкам выйти замуж и
заставлять их ходить в девах, потому что тем самым опекуны подталкивают
их на распутство. Поэтому Посланник Аллаха велел выдавать мусульманских
девушек за тех, кто сватается на них, если их вера и нрав полюбились
им. Пророк сказал: “Если к вам посватался человек, моралью и
праведностью которого вы довольны, то жените на нём [своих незамужних
женщин]. Если же вы не будете поступать так, то на земле
распространятся смута и великая порча”. Ислам установил главными
критериями хорошего жениха его веру и нрав, потому что благодаря им
достигается счастье в семье, которое является важнейшей задачей при
создании семьи, а все остальное имеет второстепенное значение.
4. Родственники невесты не должны назначать чрезмерно высокий калым.
Ислам запретил это и призвал мусульман определять небольшой калым для
того, чтобы люди жили во взаимном добре, проявляли великодушие друг к
другу и уничтожали зло, не дав ему развиться. Калым – это не просто
плата за то, что мужчина получает право на близость с женой, и не может
быть достаточной платой за это, хотя многие люди именно из этих
соображений назначают женихам очень высокую цену. Это не так, ведь
некоторые грешники платят распутницам за одну ночь столько же, сколько
получает в качестве калыма целомудренная свободная женщина. Калым также
нельзя считать простым обрядом Аллаха, который запретил нам мерзости и
дозволил благодеяния и предписал удовлетворять свои естественные нужды
в рамках шариата и соблюдая требования морали. Калым не должен быть
чрезвычайно завышен, дабы он не стал препятствием между стремлением
людей защитить себя от греха и женитьбой, тем более, что благословение
Аллаха достигается тогда, когда люди уменьшают величину калыма. Ибн
Аббас рассказывал, что Пророк сказал: “Лучшие из женщин – те, за
которых назначен малый калым”.
Польза от брака
Мусульманская семья строится на основании любви и согласия для того,
чтобы обеспечить достижение поставленных шариатом целей: благополучного
бытия, поклонения Творцу и т.д. Кроме того, Господь разрешил мужчине и
женщине вступать в законные половые отношения для того, чтобы они оба
могли удовлетворить свои естественные потребности на основе
человечности и нравственности, а не так, как это делают животные. Ислам
учитывает все склонности и желания людей, как мужчин, так и женщин, и
посему призывает их прибегать к лучшему средству для их удовлетворения.
Поэтому мужчина находит себе жену, которая бы стала тем, что он искал,
и помогла бы ему обрести счастье в семье и уберечь от зла свою веру и
свое благонравие.
Таким образом, бракосочетание дает следующие преимущества:
1. Благочестивое бытие. Брак позволяет человеку исповедовать религию
Аллаха самым прекрасным образом, что должно быть главной целью каждого,
кто стремиться жениться. Жених обязан искать девушку, красота которой в
ее приверженности Исламу и высокой нравственности. Пророк сказал:
“Добивайтесь тех женщин, которые привержены религии…” А те, кто ищет
невест с красивой внешностью, забывая о других сторонах человека,
стремится лишь найти удовлетворение своим естественным половым
потребностям, отдавая им предпочтение над всем остальным. Но по мере
угасания полового влечения их супружеские отношения будут слабеть. Что
же касается верующей жены, то она соблюдает законы Аллаха, охраняет
свою честь, бережет свое имя, заботится о правах своего мужа и делает
все, что обязана по предписаниям Аллаха. Тем не менее, красота является
наиболее сильным фактором, вызывающим половое влечение, поэтому Ислам
не требует от мужчин пренебрегать красотой при выборе невесты. Если
человек испытывает сильное желание жениться на красивой девушке, то ему
разрешается искать таковую, но при условии, что он не будет
пренебрегать такими более важными качествами, как вера и
нравственность.
В хадисе говорится, что одним из
мотивов для женитьбы является богатство. Есть люди, которые женятся на
девушке только ради ее богатства, не думая о создании здоровой семьи.
Такой человек может быть либо бедным, либо алчным богачом, которого
ослепила любовь к деньгам настолько, что он вступает в брак ради того,
чтобы овладеть состоянием своей жены. Это создает много трудностей в
семейной жизни супругов, особенно если жена отказывается передать свое
имущество в распоряжение мужа или подарить его ему. В результате в
семье возникают противоречия, раздор и много вредных последствий, а
порой дело просто заканчивается разводом.
Все сказанное
выше относится и к невесте и ее родственникам, которые обязаны искать
жениха не только богатого, красивого, славного и влиятельного, но в
первую очередь соблюдающего свои обязанности пред Господом и людьми.
2. Умножение рода. Ислам учит людей хранить родственные связи, но с тем
условием, что они не провоцируют разрозненность мусульман, ибо нет
родства и близости, когда нет единства в религии. Зная о своем
происхождении и своей семье, человеку легче оберегать свою честь и
избегать грехов, потому что в противном случае он может даже полюбить
свою близкую родственницу, не ведая о том, что не имеет права жениться
на ней.
Современная медицина доказала, что
наследственность оставляет свой след на умственном и физическом
развитии ребенка, ибо он получает гены от обеих родителей. Кроме того,
в нормальной и здоровой семье всегда есть атмосфера для благополучного
развития детей.
3. Рождение детей. Одним из важных
результатов женитьбы, который особенно поощряется Аллахом, является
рождение детей и воспитание их в духе праведности. Благодаря этому
достигаются многие поставленные шаритом Аллаха цели: благоустройство
быта, помощь детей родителям при их жизни и сохранение доброй памяти о
них и молитва за них после их смерти. Священный Коран, говоря о женах и
их пользе, особо ярко отмечает появление на свет детей. Всевышний
сказал: “О те, которые уверовали! Бойтесь своего Господа, который
сотворил вас из одного человека, а затем создал из него жену для него,
а от них обоих сотворил и рассеял по земле много мужчин и женщин”
(4:1). Он также сказал: “Ваши жены – пашня для вас. Приходите на вашу
пашню, когда возжелаете и готовьте для себя [грядущее]” (2:228). Аллах
уподобил женщин пашне, на которой сеют растения и с которой собирают
урожай. Познать благо женщины, имеющей много детей, можно, размышляя
над уважением, которым пользуются наши тети, сестры и т.д. Если же
женщина не может иметь детей, то это не должно быть причиной плохого
отношения к ней со стороны мужа, потому что Господь разрешает иметь до
четырех жен.
4. Взаимное обучение супругов. Женщина
обязана постигать знания, и ни один здраво мыслящий человек не станет
отрицать те плоды и результаты, которые достигаются благодаря знаниям.
Это особенно необходимо при создании образцовой мусульманской семьи.
Нужда в познании истины по-разному ощущается в зависимости от
обстоятельств, эпохи, обычаев и традиций. Но праведный мусульманин или
мусульманка никогда не станут слепо придерживаться канонов,
противоречащих шариату. Напротив, они попытаются исправить то, что
неугодно Аллаху, и наставить людей на прямой путь. Наиболее важны в
этом плане знания, которые обязан иметь каждый мусульманин и неведение
о которых не может считаться приемлемым оправданием.
5.
Воспитание детей. Родителям надлежит давать детям мусульманское
воспитание, дабы они могли обрести счастье в мирской и будущей жизнях.
Наряду с этим они не должны забывать оберегать своих детей от
несчастий, преступлений, грехов и т.п. Воспитание потомства – это
большая ответственность, которая ложится на плечи отцов и матерей, и
потому они должны выполнять свой долг, страшась Аллаха. Это –
ответственность перед религией и перед обществом, и будущий отец обязан
помнить об этом и выбирать себе жену, которая сможет вынести это бремя.
Сватовство
Сейчас речь пойдет о
том, как следует заключать брак согласно шариату. Первым шагом на пути
к достижению этой цели является сватовство. Широко известно, что
сватовство – это обряд, который позволяет жениху и невесте увидеть друг
друга. Пророк сказал мужчине, который хотел посвататься на мусульманке:
“Ступай и посмотри на нее”. Но сватовство в Исламе сильно отличается от
обручения, принятого в христианском мире, когда молодые уже долгое
время знакомы друг с другом, а зачастую даже ведут совместную половую
жизнь. Упаси нас Аллах от распутничества! После сватовства следует
соблюдать установленные Аллахом ограничения, чтобы жених и невеста не
оставались наедине до заключения брачного союза и не встречались с
глазу на глаз. Особенно большая ответственность падает на отца невесты
или ее опекуна, которые обязаны проследить за тем, чтобы подобное не
произошло, так как шариат и нормы мусульманской морали категорически
запрещают это. Период между сватовством и бракосочетанием не должен
затягиваться из уважения к чувствам молодых для того, чтобы они не
оказывались в стесненном положении.
Бракосочетание
Этот обряд следует после сватовства. Его главной частью является
соглашение между женихом и опекуном невесты, когда последний говорит
жениху, что он выдает замуж за него свою дочь, сестру или т.д., а
жених, в свою очередь, что он берет ее в жены. Эти слова являются
неотъемлемой частью обряда бракосочетания. Оформлять обряд
документально необязательно, но его регистрация у судьи или
государственного чиновника позволяет узаконить брак с точки зрения
законов того или иного государства.
Свидетели и прочие условия
Все мусульманские богословы единодушны в том, что на бракосочетании
обязательно должны присутствовать свидетели. Шариат предписывает
присутствие свидетелей и при менее важных событиях, например, при даче
денег в долг или при заключении договора с рабом о его выкупе за
определенную сумму. Естественно, что шариат охраняет честь мусульман
сильнее, чем их имущество, и присутствие свидетелей на бракосочетании
важнее. Ими могут быть двое или более справедливых мужчин-мусульман, не
являющихся родственниками жениха и невесты.
Присутствие
свидетелей является одним из пяти условий обряда бракосочетания. Кроме
того, необходимо (1) точно знать, кто является женихом и невестой. (2)
Они оба должны достигнуть половой зрелости, а невеста должна быть не
моложе девяти лет, и быть согласны вступить в брак друг с другом.
Согласием девственницы может считаться ее молчание. При этом необходимо
назвать невесте имя ее мужа. (3) Обязательно присутствие опекуна
невесты. Им имеет право быть только мужчина-мусульманин, в первую
очередь, ее отец. Если его нет, то ее сын, затем ее родной брат, затем
брат ее отца, затем дети ее братьев, затем родственники со стороны ее
отца и другие родственники. Если их нет, то опекуном невесты является
правитель страны или его заместитель. (4) Жених и невеста должны не
иметь препятствий для вступления в брак друг с другом, например,
близкое кровное или молочное родство, неверие одного из них (лишь
мужчине-мусульманину разрешается жениться на христианке или иудейке, но
не наоборот), нахождение женщины в ‘идда после развода либо нахождение
в ихраме при паломничестве.
Обнародование бракосочетания и проповедь
Пророк велел обнародовать брак и уведомлять об этом родственников и
близких, дабы все могли разделить эту радость, а при встрече с четой
различать между законными отношениями и распутством. При этом девушкам
разрешается бить в бубны и петь. Посланник Аллаха сказал: “Дозволенное
и запрещенное разделяют удары в бубен и пение при бракосочетании”.
Кроме того, желательно, чтобы при бракосочетании молодоженам была
прочитана проповедь, потому что Посланник Аллаха читал проповедь при
всех благих начинаниях.
Чего следует остерегаться при женитьбе
Следует помнить о том, что бракосочетание недопустимо без
выплачиваемого невесте (а не ее родственникам) калыма. Во избежание
споров и сплетен и для материальной поддержки молодой жены желательно
упомянуть величину калыма при бракосочетании.
Бракосочетание считается недействительным без опекуна невесты,
поскольку Посланник Аллаха сказал: “Брак невозможен без опекуна”.
Запрещается жениться или даже свататься на девушке, которая уже
посватана с другим мусульманином, так как Пророк сказал: “Мужчина не
должен свататься на той, на которой сосватан его брат, пока они не
женятся или не расстанутся”.
При бракосочетании шариат
не обязует мусульман расходовать крупные суммы денег и
расточительствовать, как это вошло в обычай у многих людей.
Расточительствуя, человек проявляет высокомерие и неблагодарность к
щедротам Аллаха, а это влечет за собой Его гнев, ибо Всевышний сказал:
“Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих”
(7:31).
На ком нельзя жениться мусульманину
Во-первых, это – близкие родственницы: матери (а также бабушки и т.д.),
дочери (а также их дочери и т.д.), сестры, тети и дочери братьев и
сестер. Во-вторых, это – родственницы жен: их матери, дочери, жены их
отцов, жены их сыновей, а также сестры. При этом на матери жены
навсегда запрещается жениться, как только заключен брак, а на ее дочери
– только после того, как супруги вступили в половую связь. Что касается
сестер жены, то муж может жениться на них, если разведется со своей
женой или после ее смерти. Пророк также запретил жениться одновременно
на женщине и ее тете. На всех остальных родственницах жениться
дозволено, в том числе не запрещается жениться на матери жены своего
отца (но не своей матери) и матери жены своего сына, а также на
двоюродных сестрах. В-третьих, это – молочные родственники. Пророк
сказал: “Запрещаются браки с теми же молочными родственниками, что и с
кровными”. Если женщина кормила ребенка до двухлетнего возраста в
течение пяти и более раз, то он становится ее молочным сыном, а все ее
дети становятся его молочными братьями и сестрами и т.д. Если молочная
мать выходит замуж за мужчину, то ее дети от него также становятся его
молочными братьями и сестрами. То же относится и к детям молочного
отца, если он женится на другой женщине и заимеет от нее детей.
Молочное родство запрещает брачные узы, допускает общение и уединение,
но не дает права на наследство и материальное обеспечение, а также
права на освобождение рабов своих молочных родственников, права на
ведение их дел после их смерти и не принимается во внимание при выборе
свидетелей.
Запрещается также (1) брать пятую жену; (2)
жениться на язычнице (кроме людей писания), атеистке или
огнепоклоннице, а также на невежественной девушке, не признающей основ
Ислама или необходимости намаза; (3) на женщине, которой дан
окончательный развод, пока она не выйдет замуж, а потом не разведется
со своим новым мужем; (4) на женщине, с которой муж расстался после
свидетельства друг против друга в суде при обвинении в супружеской
измене; (5) жениться в состоянии ихрама при совершении паломничества;
(6) на женщине, которая разведена и пока еще не истек срок ‘идда; (7)
на замужней женщине; (8) на прелюбодейке.
И в заключении воздадим хвалу Аллаху,
Господу миров!