Абдул Ахад Дауд - бывший преподобный
Давид Бенджамин Кельдани являлся католическим священником халдейской
церкви. Родился в 1867 г. в Урмии (Персия), начальное образование
получил в этом же городе. С 1886 г. по 1989г. он был
преподавателем в составе христианской миссии, организованной для
ассирийских (несторианских) христиан в Урмии. В 1892 г. кардинал Вауган
командировал его в Рим, где он проводил курсы философии и теологии в
колледже Пропаганда Фид, а в 1895 г. его посвятили в священники.
В 1892 г. профессор Дауд участвовал в разработке серийных статей в
журнале The Tablet по темам Ассирия, Рим и Кантербури, а также в
журнале Irish Record по теме Достоверность Пятикнижия. Его переводы Ave
Maria на нескольких языках опубликованы в журнале Illustrated Catholic
Missions. Находясь в Стамбуле по пути в Иран, в 1895 г. он написал
серию статей на английском и французском языках по теме Восточные
церкви в газете, опубликованной там под названием The Levant Herald.
В 1895 г. он присоединился к французской миссии Лазарист в Урмии и
издал первый в истории той миссии периодический журнал на своем родном
ассирийском языке под названием Кала -Ла -Шара (Голос Истины). В 1897
г. он был командирован от имени двух халдейских архиепископов Урмии и
Салмаса в Европу, чтобы представлять восточных католиков на
евхаристическом съезде, проводившемся в Палай-Ле-Мониал во Франции под
председательством кардинала Перраура.
Это было
официальным приглашением. Выступление отца Беджамина на съезде было
опубликовано в том же году в ежегодном издании евхаристического съезда,
который был назван Le Pellerin. В нем халдейский архисвященник (это был
его официальный титул) критиковал католическую систему обучения
несториан, а также предсказывал скорое появление русских священников в
Урмии.
В 1898 г. отец Бенджамин опять вернулся в
Персию. В своем родном ассирийском селе Дигале, он открыл бесплатную
школу. В следующем году он был командирован церковными властями в
Салмас, чтобы возглавить епархию Салмаса, где имели место острые и
скандальные конфликты между халдейским архиепископом Хундабашем и
лазаристскими отцами, которые грозили расколом. В первый день нового
1900 года отец Бенджамин прочел свою последнюю и незабвенную проповедь
перед большой паствой, в соборе св. Георгия Хоровабада в Салмасе. Его
проповедь была на тему: Новый век, новые люди. Он утверждал, что
несторианские миссионеры до появления Ислама проповедовали Евангелие во
всей Азии и имели многочисленные заведения в Индии (особенно на берегу
Малабара), в Татарии, в Китае и Монголии, и что они перевели Евангелие
на тюркско-уигурский и другие языки.
В своей проповеди
он, также подверг резкой критике деятельность европейских христианских
миссионерских организаций, которые довели его родной ассирийский народ
до междоусобиц на конфессиональной почве. Эти междоусобицы возникли в
связи с тем, что ассирийцы, исторически исповедующие несторианство,
подверглись миссионерской агитации, как католиков, так и православных и
протестантов. Он обвинил европейских миссионеров в том, что их политика
приведет к окончательному исчезновению его и без того малочисленного
народа живущего в Персии и Месопотамии.
Подобные
проповеди отца Бенджамина не отвечали интересам глав миссионерских
организаций Ближнего Востока. Поэтому назревал конфликт между ними.
Эта проповедь привлекла внимание папского лелегата монсиньора Лесне,
который вскоре прибыл из Урмии в Салмас. Он остался преданным Отцу
Бенджамину до конца. Оба они вернулись в Урмию.
К этому
времени была создана русская Православная миссия в Урмии (1899 г.)
Несториане с энтузиазмом принимали религию российского царя. Несмотря
на то, что четыре крупные христианские миссии - американская,
английская, французская и немецкая, благодаря политической поддержке
своих стран, прилагали усилия, чтобы обратить сто тысяч ассиро-халдеев
из несторианства в католицизм и протестантизм, русская миссия провела
свою пропаганду успешнее их всех. Однако, одновременно с пропагандой
Православия, русские священники спровоцировали ассирийцев на
вооруженное выступление против своих государств в 1915 году.
Одновременно с переживаниями и болью за судьбу своего народа отец
Бенджамин все больше и больше задумывался над вопросом: является ли
Христианство со всеми своими многочисленными иконами и обрядами, а
также своими недостоверными, неподлинными и искаженными писаниями
истинной Божьей религией?
Летом 1900 г. он уединился на
своей маленькой даче среди виноградников возле знаменитого фонтана
Шалибулаги в Дигале, и целый месяц провел там в молитвах и раздумье,
снова и снова перечитывая священные писания в их оригинальных текстах.
Этот кризис завершился заявлением об отставке, отправленном к
халдейскому архиепископу Урмии, в котором он откровенно объяснил ему
причины своего отказа от функций священника. Все попытки, предпринятые
церковными властями убедить его отменить это решение, не увенчались
успехом. Причем между отцом Бенджамином и его начальниками не возникло
никаких недоразумений или дискуссий, все было вопросом совести.
Мистер Дауд - как стали теперь его называть - несколько месяцев служил
в Тебризе инспектором почтовой и таможенной службы Ирана. Потом его
забрали на службу к наследнику иранского престола Мухаммаду Али Мирзе в
качестве преподавателя и переводчика. В 1903 г. он снова посетил
Англию. Спустя год по пути в Персию он посетил Стамбул, и в итоге
нескольких встреч с Шейх уль-Исламом Джамаль эд-Дином Эфенди и другими
улемами (учеными) принял святую религию Ислам.
Свое
обращение в Ислам он прокомментировал так: Мое обращение в Ислам не
объясняется ничем иным как милостью Аллаха Всевышнего. Без этого
Божественного предводительства всякие учения, исследования и прочие
усилия, приложенные к достижению правды, могут даже сбить с пути. В
момент, когда я поверил в абсолютное единство Аллаха, его святой пророк
Мухаммад стал образцом моего поведения и манер.