У поста множество достоинств, и в их число входит то, что:
1. Пост является щитом от огня ада.
Имам Ахмад в своем сборнике хадисов передает от
Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «Пост это щит, которым раб защищается от ада».
В хадисе, который привели аль-Бухари и Муслим от Абу
Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир
ему и благословение Аллаха, сказал: «Лицо любого раба, который в
течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаха, Аллах
непременно удалит от Огня за этот день на семьдесят лет пути».
И, если один день поста отдаляет человека от ада на
семьдесят лет то, что же можно сказать о соблюдении поста весь месяц
Рамазан, или же о добровольном посте по три дня каждый месяц, или же о
других видах поста?
2. Пост это щит от страстей.
Приведено в хадисе, который приводят аль-Бухари и
Муслим от ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, передается, что
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О молодежь, пусть
женится тот, кто может жениться, поскольку это в наибольшей степени
способствует потуплению взоров, защите половых органов. Тому же, кто
жениться не может, следует поститься, ибо пост для него будет подобен
холощению».
Пророк посоветовал юноше, чтобы он боролся со
страстью при помощи поста, поскольку пост уменьшает влечение. Многие
юноши в наше время жалуются на страсть, которой они подвергаются, когда
женщины оголяются, когда в киосках продаются журналы с оголенными
женщинами, и распространены другие виды смуты, которым подвергаются
юноши в самолете, на улице, больнице и других местах. Юношам же присуща
природное влечение, в особенности, когда есть то, что разжигает его, в
особенности, когда религиозность человека слаба.
К этим юношам мы обращаем пророческое наставление: «Тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него будет подобен холощению». Практика подтверждает это пророческое лекарство, которое прекрасно исцеляет вожделение юноши и заменяет все другие лекарства.
3. Пост это путь в рай.
Ан-Насаи от Абу Умама, да будет доволен им Аллах,
передает, что он сказал Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Вели
мне то, что принесет мне пользу», и Пророк сказал: «Постись и ничего не сравнится с постом».
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил,
что нет ничего, что подобно посту приближало бы к Аллаху и отдаляло бы
от мучений ада.
Пророк даже сообщил, что в Раю есть врата специально
предназначенные для постящихся, как об этом сказано в хадисе,
приведенном аль-Бухари и Муслимом: «Поистине, есть в Раю врата,
именуемые «Ар-Раййан» (обильно орошенные), через которые будут входить
постящиеся в День воскресения, и не войдёт через эти врата никто, кроме
них. Будет сказано: «Где постившиеся?» - и они поднимутся, и не войдёт
через эти врата никто, кроме них, а после того как они войдут, эти
врата будут закрыты, и больше никто не войдёт через них».
И мы видим, что имя этих врат согласуется с тем, что постящийся испытывает жажду от поста.
4. Пост является заступником.
В сборниках хадисов имамов Ахмада и аль-Хакима приводится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пост
и Коран будут заступниками в Судный день. Пост будет говорить: «О
Господь, я не дал ему кушать и удовлетворять свою страсть днем, сделай
меня заступником за него». А Коран скажет: «Я не давал ему спать
ночами, сделай же меня заступником за него» и они стали заступниками».
Таким образом, пост в Судный день будет вещью
материальной, которая говорит и заступается за постившихся, вне
зависимости соблюдал ли он обязательный или дополнительные посты.
5. Пост смывает грехи являясь причиной прощения грехов.
Добрые дела смывают плохие, а в посте множество блага. Аллах сказал: «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (Коран 11:114).
О том, что пост смывает грехи приведено множество
хадисов и в их числе хадис от Хузайфы, в котором говорится, что Пророк,
мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Смута, которую несет человек в своей семье, имуществе и соседях, смывается молитвой, постом и милостыней».
В хадисе, приведенном аль-Бухари и Муслимом, от Абу
Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что Пророк, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».
В сборнике Муслима приводится хадис: «Совершение
пяти ежедневных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве
после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после
предыдущего искупают прегрешения, совершённые между ними, если только
не было среди этих прегрешений тяжких грехов».
Таким образом, пост в месяц Рамадан приводит к
прощению грехов, совершенных между ним и предыдущим месяцем Рамадан,
однако при условии остережения больших грехов, поскольку большие грехи,
согласно мнению большинства прежних ученых, смываются только покаянием.
Поэтому Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (Коран 4:31).
6. Пост является причиной счастья в обоих мирах.
Об этом говорится в хадисе, приведенном аль-Бухари и Муслимом от Абу
Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «У постящегося две радости: одна радость, когда он разговляется и вторая радость, когда он встретит своего Господа».
Что касается счастья от разговения, то оно есть
проявление счастья и наслаждения, которое чувствует уверовавший в этом
мире от ощущения богобоязненности и подчинения Господу и это есть
истинное счастье.
Счастье при разговение состоит из двух частей:
- То, что Всевышний Аллах разрешил рабу кушать и
пить в этот момент, а плоть, без всяких сомнений, стремится к еде и
питью, и по этой причине мы поклоняемся Аллаху, отказываясь от них.
- Счастье от того, что Всевышний Аллах помог
завершить пост этого дня, совершенствуя это поклонение. И эта радость
более совершенна, чем радость от дозволения еды и питья.
7. Запах изо рта постящегося прекраснее пред Аллахом, чем запах благовоний.
Запах изо рта постящегося – это запах исходящий от
желудка, когда он пуст. Этот запах не нравится творениям, однако его
любит Творец.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса».
В «исраилиятах» приводится, что, когда Аллах обещал
Мусе встретиться с ним, велел ему поститься тридцать дней, и он
выполнил веление. Когда же он закончил пост, то обнаружил, что изо рта
идет неприятный запах, и он то ли разговелся, то ли почистил рот
сиваком, и Всевышний Аллах велел ему поститься еще десять дней и
сказал: «О Муса, разве ты не знал, что запах изо рта постящегося
приятнее мне, чем запах миска?» и Аллах дополнил пост десятью днями: «и поэтому срок его Господа составил сорок ночей» (Коран 7:142).
Точно также как запах изо рта постящегося,
неприятный творениям, приятнее Аллаху, чем запах миска, также кровь
шахида в Судный день будет пахнуть миском, хотя кровь сама по себе не
чиста и по мнению большинства ученых является нечистотой (наджас).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Какую бы рану ни
получил человек на пути Аллаха, в День воскресения он непременно явится
в том виде, в каком был в тот день, когда его ранили: рана его будет
цвета крови, а аромат её будет ароматом мускуса» (аль-Бухари и Муслим).
Таким образом, то, что неприятно людям порой бывает
более любимо Аллаху, поскольку это след приближения к Нему. По этой
причине плачь грешников и дрожь перед Аллахом, одно из величайших
способов приближения к Нему. Порой они бывают лучше, чем многие виды
поклонений, к которым стремится раб и считает их великими, временами
гордясь ими, в противоположность кающимся грешникам, которые плачут,
понимая свою халатность.
Также приведено в предание, хоть оно и не
достоверное, что некоторые пророки и посланники, спросили: «Где ты о
Господь?» и Он ответил: «Я возле тех, чьи сердца разбиты из-за меня»
По этой причине нет ничего более великого, чем
мольба (дуа), поскольку в ней соединяется унижение раба и его
покорность перед Аллахом, и в ней проявляется нужда в милости Господа,
в особенности, когда раб находится в нужде: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?» (Коран 27:62).
|