Можно долго говорить о нормах касающихся поста, однако мы ограничимся кратким упоминанием наиболее важных из них.
1. Чем устанавливается наступление месяца Рамазан.
Наступление месяца устанавливается либо окончанием
30 дней месяца Шахбан или же видением луны месяца Рамадан. Пророк, мир
ему и благословение Аллаха, сказал: «Не начинайте поститься, пока
не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его
снова. Если же погода будет облачной, то считайте дни». В другой версии хадиса сказано: «Начинайте
поститься, когда увидите молодой месяц, и разговляйтесь, когда увидите
его снова. Если же он будет скрыт от вас за облаками, то отсчитайте
тридцать дней месяца Шахбан».
Наступление месяца не устанавливается чем-либо иным,
как например сном. В связи имеется интересная история, которую приводит
аль-Ираки в «Тарх ат-тасриб», что к Кади Хусейну – одному из шафиитских
факихов – пришел человек и сказал: «Я видел во сне Пророка, мир ему и
благословение Аллаха, и он сказал мне, что эта ночь из Рамадана». На
это Кади Хусейн сказал: «Того, кого по твоему мнению ты видел во сне,
сподвижники видели наяву и он сказал им: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова».
Согласно более достоверному мнению, мусульманину
нельзя поститься последний день месяца Шахбан из опасения пропустить
первый день Рамадана. Если же кто-либо соблюдал пост в этот день, по
причине совпадения с дне обычного поста, то в этом нет ничего
предосудительного. Как если кто-либо постился по понедельникам и
четвергам, либо через день, либо в другом порядке и день его поста
совпал с последним днем месяце Шахбан. Посланник Аллаха, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не постится за
день или за два до наступления Рамадана, если только он не соблюдает
пост регулярно. Только в этом случае можно поститься в эти дни».
2. Намерение.
Во время обязательного поста необходимо утверждение намерения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек не утвердил в своей душе намерение поститься до наступления рассвета, то его пост не принимается».
В тоже время в желательном посте не обязательно утверждение намерения
ночью, и можно соблюдать желательные пост, вознамерившись ночью или
днем. И если человек вознамерился соблюдать желательный пост после
рассвета, то его пост действителен, при условии, что он после рассвета
не сделал ничего нарушающего пост.
Тут необходимо обратить внимание на два момента:
- Некоторые люди сомневаются в намерении. А сомнение
в намерении это один из опасных видов сомнений. Можно увидеть, как
некоторые сомневаются в том, действительно ли они ночью сделали
намерение на пост. В действительности же это наущение Иблиса, на
которые постящийся не должен обращать внимание. Как только наступает
Рамадан, мусульманин намеревается поститься весь месяц, и этого
достаточно.
- Ночь охватывает все время до рассвета. И если
кто-либо заснул не зная, что эта ночь из Рамадана, и проснувшись за
несколько минут до рассвета узнал, что это ночь из месяца Рамадан, поел
что имелось, а затем прекратил употребление пищи, то этого достаточно.
Намерение на пост не означает, что человек должен заснуть считая, что
будет поститься днем, как это думают некоторые.
3. Сухур (предрассветный прием пищи).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел
совершать сухур. В хадисе приведенном аль-Бухари и Муслимом от Анаса,
да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и
благословение Аллаха, сказал: «Совершайте сухур, воистину в нем благословение». Муслим приводит от Амра ибн Аса, да будет доволен и Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наш пост отличается от поста людей писания предрассветным приемом пищи».
Иудеи и христиане, как известно, не принимают пищу перед рассветом, и
чтобы отличаться от них Пророк велел мусульманам принимать сухур, и это
веление надлежит соблюдать хотя бы выпив глоток воды.
4. Ифтар (разговение).
Желательным является спешить с разговлением и оттягивать сухур. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди будут жить в благополучии, пока будут спешить с разговением». В другом хадисе говорится: «Моя община будет жить в благополучии, пока будет спешить с разговением и отдалять предрассветный прием пищи». «Великий и могучий Аллах сказал: «Самыми любимыми из моих рабов являются те, которые спешат с разговением»».
В Сахихе Муслима приводится, что Айшу спросили, кто
из двоих является лучшим: один из них откладывал молитву и откладывал
разговение, а другой спешил с намазом и разговением. Она сказала: «Тот
кто спешит с намазом и разговением лучше».
Постящемуся желательно спешить с ифтаром как только
он убедится, что солнце зашло. Разговляться лучше свежими финиками, а
если их нет, то сушенными финиками, а если и их нет, то глотком воды.
Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, мир ему и
благословение Аллаха, разговлялся свежими финиками, если же их не было,
то сушенными финиками, а если и их не было, то пил несколько глотков
воды.
Постящемуся желательно при ифтаре обратиться к Аллаху с любой мольбой, прося из благ этого или иного мира.
5. Нарушающее пост.
К нормам поста относятся и нормы о том, что нарушает пост.
1. Пища, питье и половая близость, если постящийся умышленно совершит подобное, не под принуждением и не по забывчивости.
Это портит его пост согласно тексту Корана и единогласному мнению ученых Ислама. Аллах сказал: «Аллах
знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в
половую близость с женами по ночам во время поста в рамадане), и
поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними
в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте,
пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем
поститесь до ночи» (Коран 2:187).
Если кто нарушит пост едой или питьем, то он должны
покаяться пред Аллахом, и возместить день нарушенного поста, и он не
должен приносить иного искупления.
Если же пост нарушен половым актом, то необходимо сделать четыре вещи:
- Не нарушать пост на протяжении оставшегося дня,
поскольку это было не законное разговение. Ему не дозволено кушать и
пить до захода солнца.
- Ему необходимо покаяться, поскольку он совершил великий грех, который нуждается в сожалении и покаянии.
- Ему необходимо возместить день нарушенного поста:
он должен совершить искупление, которое заключается в освобождении
раба, а если его нет, то постясь два месяца непрерывно, если же он не
может сделать это, то накормить шестьдесят бедняков, а если не может и
этого, то обязанность искупления спадает с его плеч.
2. Умышленная рвота.
Умышленная рвота, вне зависимости от того, чем она вызвана, нарушает пост, и этот пост следует возместить.
Если же рвота пошла не умышленно, без желания
человека, то она пост не нарушает, и соответственно нет необходимости
его возмещать.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если
рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же
рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить».
3. Месячные и послеродовое очищение.
Если у женщины месячные или послеродовое очищение,
то согласно единому мнению ученых ее пост недействителен. Айша, да
будет доволен ею Аллах, сказала: «У нас начиналось это (месячные) и нам
было велено возмещать пост и не было велено возмещать молитву».
|