У поста множество великих смыслов и если мы
подумаем о них, то будем удивлены их величием.
1. Пост связан с истинной верой в Аллаха, Свят
Он и Велик.
По этой причине приведено, что пост это
скрытое поклонение, поскольку человек при желании может не поститься, съев
что-либо или выпив, или даже просто не вознамерившись поститься, даже
отказавшись от еды и питья на протяжении дня.
Таким образом, пост, это тайное поклонение,
которое остается между рабом и его Господом. И когда раб отказывается от всего,
что нарушает пост, с учетом того, что он может нарушить его скрытно, то это
указывает, на его истинную убежденность в том, что Аллах наблюдает за ним, за тем,
что он скрывает. И в этом, без сомнений, воспитание веры в Аллаха.
И эта тайна веры наблюдается и в других видах
поклонений, которыми раб приближается к своему Создателю.
Посмотрите, например, на омовение и купание,
которыми раб очищается от осквернения. Они указывают на веру раба в то, что
Аллах наблюдает за ним. Что заставляет его выполнять эту обязанность, в то
время как он может придти на намаз без омовения и люди не будут знать об этом?
Также посмотрите на молитву. Молящийся читает,
выстаивая молитву, суру аль-Фатиха, во время поясного поклона говорит: «Свят
мой всевышний Господь», в земном поклоне говорит: «Свят мой высочайший
Господь», сидя между двумя земными поклонами говорит: «Господи прости меня», во
время чтения ташаххуда говорит: «приветствие Аллаху….», и все это он читает про
себя, так что его не слышит рядом стоящий. Разве если бы он не веровал в то,
что Аллах знает о всех движениях его языка, о всем что он думает, о всем что
нашептывает ему сердце, разве тогда он молил бы Господа, и поминал бы его в
молитве скрыто, так что об этом не знает никто кроме Господа. «Если
даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое»
(Коран. 20:7).
2. Пост воспитывает у раба Аллаха стремление к
загробному миру, так, что раб забывает некоторые мирские дела, стремясь к тому,
что у Аллаха из вознаграждения и награды. И это потому, что он взвешивает
прибыль и убыток на весах иного мира. Он, например, оставляет питье, еду,
удовольствия в дни Рамадана, ожидая прекрасное вознаграждение в Судный день. И
таким образом сердце постящегося приучается к вере в иной мир и связи с ним,
возвышаясь над преходящими наслаждениями этого мира, которые призывают к
привязанности к нему.
И это все помимо того, что человек получает от
поста в этой жизни – здоровье, радость в сердце от покорности господу, счастье,
раскрытия груди для принятия веры.
Те же, кто оценивают пост на весах этого мира,
они видят только явную сторону поста и он для них не более чем отказ от еды,
питья и половой близости, которыми достигается радость плоти и удовлетворяются
потребности тела. И они не смотрят на то, что получают в загробном мире, в
котором и есть истинная награда, истинная вечность. И это ослабляет в их
сердцах связь с иным миром и наслаждениями получаемыми в нем.
3. В посте проявляется покорность перед
Аллахом. Пост воспитывает человека в истинном подчинении Аллаху. Когда приходит
ночь он ест и пьет, выполняя веление Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не
сможете отличить белую нитку рассвета от черной» (Коран, 2:187). По этой
причине желательно постящемуся кушать при сухуре и ифтаре и не желательно
объединять пост не кушая два дня подряд, и употребление пищи в этом случае
становится поклонением.
А когда появится рассвет, мусульманин
отказывается от еды, питья и всего нарушающего пост, выполняя веление Аллаха:
«А затем поститесь до ночи» (Коран 2:187).
Таким образом, мусульманин учится быть
истинным рабом Аллаха, и когда Господь велит ему кушать в определенное время,
он кушает, а когда Он велит ему противоположное в другое время, он выполняет и
это веление.
И дело не только в наслаждениях и страстях.
Дело в подчинении Аллаху и выполнении Его велений.
Воистину покорность перед Аллахом – есть
истинная свобода, и совершенство свободы заключается в совершенстве покорности
пнред Аллахом.
Поэтому сказал Ияд, да помилует его Аллах:
Увеличивает мое достоинство и гордость
и я поднимаюсь к звездам
от того, что я подпадаю под Твои слова: «О, мои рабы»
и от того, что ты сделал Ахмада моим Пророком.
А другой сказал:
Я подчинялся своим желаниям, а Ты сделал меня
своим рабом
И если подчинюсь я, то буду свободным.
И этот смысл подтверждается и в молитве, в
хадже и других видах поклонения. Раб в молитве стоит, совершает поясной поклон,
садится, совершает земной поклон, поскольку все это веление Аллаха, и раб
подтверждает свое рабство исполнением всего этого.
Во время хаджа не запрещено есть и пить,
однако запрещены некоторые другие вещи, как совокупление и связанное с ним,
покрытие головы, благовония, подстригание ногтей и волос. От всего этого надо
отдаляться, поскольку этого желает Аллах. Если же он будет не совершать того,
что не запретил Аллах, как например еда и питье, считая, что это по причине
хаджа, то он будет приверженцем нововведений, так же как совершивший
запрещенное во время хаджа совершит ошибку.
А когда ихрам завершится, от человека
требуется побрить или постричь голову, украсится, надушится, подстричь ногти «Затем
пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты» (Коран 22:29)
Так воспитывается мусульманин в подчинении и
рабстве перед Аллахом: то, что Он велел мусульманин исполняет, а если Аллах
велит противоположное тоже исполняет, и не имеет значения, понимает он смысл
этих действий или нет.
4. Пост – это воспитание общества.
Когда постящийся видит, что все вокруг него
постятся, то ему легко поститься, он чувствует единство с обществом, которое
связано с ним покорностью перед Аллахом, в котором все едины.
Если сравнить между постом в месяц Рамазан и
добровольным постом в другие месяцы, то можно обнаружить, что добровольный пост
сложнее, в то время как соблюдать обязательный пост в месяц Рамазан легче, по
вышеупомянутой причине. Поскольку постящийся в Рамазан видит вокруг себя только
таких же постящихся, когда он выходит на рынок, он видит постящихся, когда заходит
в дом, то его семья тоже постится, когда идет на уроки или работу, то видит,
что там тоже все постятся. Он чувствует, что все едины в воздержании и это
помогает ему, так что он забывает переносимые трудности.
Мы видим как мусульмане, заставшие месяц
Рамазан в немусульманской стране, в которую они вынуждены были поехать, по
болезни или другой причине, испытывают большие трудности от поста в месяц
Рамазан, поскольку общество вокруг них не постится, кушают и пьют, в то время
как мусульмане вынуждены быть среди них.
Когда постящийся чувствует, что люди вокруг
него также участвуют в поклонении, то ему легче постится, и это проявляется
даже в обществах, в которых Ислам ослаблен. В любом случае ты увидишь, что
месяц Рамазан проявляется во всех, и даже в грешниках, погрязших в грехах, ты
можно увидеть проявления этого святого месяца. И нет никакого сомнения, что в
этом есть воспитание общества.
По этой причине большую помощь Исламу
оказывает облагораживание общества. Мерзости имеются в любом обществе, и даже
отдельные случаи проявлялись и в обществе пречистых сподвижников. Например,
были те, кто совершал кражу, те, кто совершил прелюбодеяние, кто выпил
спиртное, и без этого в обществе не бывает. Однако не может быть в исламском
обществе такого, чтобы грехи совершались открыто, так что это разлагало
общество, так что желающему идти по истинному пути было бы трудно
придерживаться ислама, потому что на него давит общество, и сбивает его от
цели.
Поэтому враги Ислама стараются разложить
мусульманское общество, и может быть новейшим их изобретением в это деле
являются различные реалити-шоу. Нет сомнения, что это наносит вред исламскому
обществу в идеологии, вероубеждении, нравах, традициях.
Следовательно, воспитание общества – одна из
целей Ислама, и один из путей к этому – пост, и его действие в этом направлении
очевидно, и одно из проявлений этого в том, что помимо вышеупомянутого, даже
малолетние постятся, грешники скрывают свой грех, а неверные не могут открыто
кушать и пить.
Салман
Авда
|