Слово фитна, с лингвистической точки зрения содержит смысл «испытание»
и «тест». Корень слова взят из фразы фитанту аль фиддах Валь захаб (я
проверил (качество) серебра и золота), имея ввиду что я переплавил
метал, для того что бы отделить плохое от хорошего. Также, Аллах сказал
(перевод смысла) в Коране: «В тот день они будут гореть (йуфтануна) в Огне» (Тахзиб аль Луга, 14:196)
Ибн Фарис сказал: «Фа та на – корень, который указывает на испытание»
(Мугаййис аль Луга, 4:472). Это основное значение слова фитна в
арабском языке. Ибн Асир сказал: «Фитна - испытание, тест..
Слово часто используется для того, чтобы описать тесты, в которых
обнаруживается нечто плохое. Позже, это слово также часто
использовалось в отношении куфра, греха, сражения, сожжения, убирания и
отклонения. (аль-Нихая, 3:410, ибн Хаджар сказал подобное в аль-Фатх
13:3) Ибн аль Араби, суммируя значения, сказал: «Фитна
означает испытание, проверку. Фитна значит богатство, фитна значит
дети, фитна значит куфр, фитна значит различие в мнениях среди людей,
фитна значит сожжение в огне.» (Лисан аль-Араб, ибн Манзур) Значения слова фитна в Коране и Сунне 1) Испытание и проверка.
«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению (ла
йуфтанун) только за то, что они скажут: «Мы уверовали»?» (29:2), т.е.
они будут подвергнуты испытанию, как сказал ибн Джарир. 2) Отвращение от пути и сбивание людьми. «остерегайся их, дабы они не отвратили тебя (йафтинука) от части того, что ниспослал тебе Аллах.» (5:49) 3) Гонение, преследование.
«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые
переселились после того, как были подвергнуты испытанию (футину), а
затем сражались и проявляли терпение.» (16:110) Подвергнуть испытанию –
означает гонения. 4) Ширк и куфр, как в аятах: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет фитна» (2:193) Ибн Касир сказал: «это означает ширк» 5) Впадение в грех и лицемерие, как в аяте:
«Они будут взывать к ним: «Разве мы не были с вами?» Они скажут: «Да,
но вы соблазняли (фатантум анфусакум) самих себя, выжидали, сомневались
и обольщались надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха.
Соблазнитель (сатана) обманул вас относительно Аллаха.» (57:14) Аль
Багави сказал: «т.е. вы ввели себя в лицемерие и вы уничтожили себя
посредством греха, желаний и страстей. 6) Смешение истины с ложью, как в аяте:
«Неверующие являются помощниками и друзьями друг-другу. И если вы не
будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и
друзьями друг другу), то на земле возникнут смута (фитна) и великое
беззаконие» (8:73) Это значит, что «пока верующие берут в близкие
друзья родственников (из числа неверных - прим. Саваб), даже и очень
близких, на земле будет фитна, т.е. истина будет смешана с ложью»
(Джами аль Байн, ибн Джарира) 7) Заблуждение, как в аяте:
«Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению (фитна), ты не властен
защитить от Аллаха» (5:41) Слово фитна здесь употреблено в значении
заблуждения. (Аль-Бахр аль-Мухит, Абу Хайан, 4:262) 8) Убийство и взятие в плен, как в аяте:
«если вы опасаетесь искушения (фитна) со стороны неверующих» (4:101)
Имеются ввиду случаи, когда кафиры атакуют Мусульман, в то время как
они находятся в молитве или в земном поклоне, для того чтобы убить их
или захватить в плен, как было указано ибн Джариром. 9) Разногласие между людьми, как в аяте:
«торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту.» (9:47)
т.е. они посеяли бы разногласие между вами, как сказано в аль-Кашраф,
2:277. 10) Сумасшествие, как сказано в аяте: «кто из вас бесноват» (сумасшедший) (68:6) 11) Горение в огне, как в аяте:
«Тем, которые подвергли искушению (фатану) верующих мужчин и женщин и
не раскаялись, уготованы мучения в Геенне, мучения от обжигающего Огня»
(85:10) Ибн Джарир сказал: «это значение может быть понято из
контескта» (Фатх 11:176) Примечание: Ибн Гайм сказал:
«Относительно слова «фитна», когда Аллах приписывает его Себе или
обращение пророка к Нему, как в аяте: «Таким образом Мы искушали одних
из них другими» (6:53) и слова Мусы, мир ему: «Воистину, это является
всего лишь Твоим искушением, посредством которого Ты вводишь в
заблуждение» (7:155), то они несут в себе различный смысл. Это
испытание от Аллаха для Своих рабов, посредством благого и плохого,
бедствий и благословений. Это одно значение. Но фитна для мушриков -
совсем другое. Фитна или испытание верующих, посредством богатства,
детей и соседей, отлична от фитны, которая происходила между
сподвижниками Али и Муавии,….» (Заад аль Маад, 3, стр 170) Источник: fatwaonline.net
|