Сегодня многие мусульмане
задаются вопросом: "А можно ли слушать музыку и песни?" Казалось бы, на
этот вопрос уже дали ответ учёные из числа наших праведных
предшественников, но, тем не менее, в наши дни появляются люди,
которые, отыскав где-то слабые мнения некоторых учёных, считают музыку
дозволенной, а в лучшем случае просто нежелательной. В этой статье с помощью Аллаха Всевышнего будет дан ответ на этот вопрос.
Ибн 'Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что в Мекке, в
начале пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и
приветствует, Надр Ибн Харис покупал певиц и когда слышал, что
кто-нибудь прислушивается к пророку, да благословит его Аллах и
приветствует, посылал к такому человеку одну из них, и она хорошо
угощала его и пела ему песни, чтобы у него не осталось никакой
склонности к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, и об этом были ниспосланы слова Аллаха Всевышнего: "Среди
людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку),
чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и высмеивает
их. Таким уготованы унизительные мучения". Коран, с.31, а.6
Также, есть мнение, что речь идёт о людях, которые ради забавы покупали
себе певиц. В этом аяте Всевышний Аллах говорит о людях, которые
предпочли словам истины и Къурану - песни, в которых бессмысленные
слова. Ибн 'Аббас, один из лучших знатоков Къурана и сподвижник
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Этот аят
ниспослан о песнях и о том, что связано с этим". (аль-Бухари в
"Адабуль-Муфрад" 786. Шейх аль-Альбани сказал, что иснад достоверный).
'Абдуллах Ибн Мас'уд о словах Всевышнего "праздные речи" также сказал:
"Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества - это песни!", - повторив
свои слова трижды. Такого же мнения придерживались такие великие
знатоки Къурана, как Са'ид ибн Джубаир, Джабир, 'Алькъама, Муджахид,
Ибн Базима, Макъхуль, 'Амру ибн Са'ид, ат-Табари, Хасан аль-Басри и
др., да будет доволен ими всеми Аллах. Великий и Мудрый Аллах,
давая Иблису отсрочку до Судного дня, сказал ему: "Соблазняй из них
кого сможешь своим голосом" Коран, с.17, а.64 Имам Муджахид сказал, что под "голосом" подразумевается пение и музыкальные инструменты.
Всевышний Аллах также сказал: "Неужели вы удивляетесь этому
повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?" Коран, с.53,
а.59-61 Одним из значений слова "забава" также является "пение", как сказал об этом Ибн 'Аббас, да будет доволен им Аллах.
Шейх Абу Бакр аль-Джазаири сказал: "Ты можешь услышать, что кто-то
скажет: "Эти аяты, которые вы привели для доказательства запрета музыки
и песен не очевидны. И во всех этих аятах всего лишь указания. Почему
же Аллах не сообщил явно о запрете музыки, как сообщил о запрете
спиртного напитка". Ответ: "Запрет в Къуране не всегда приходит в явной
форме. Существуют и другие формы для этого. Например, в Къуране,
говорится о колдовстве, высокомерии, зависти, гомосексуализме, все это
является запретным в Исламе, хотя нет явного изложения в Къуране о
запрете этого. А примером этому аяты о разврате народа Лута, мир ему.
Все это является запретным. Однако мы видим рассказы от Всевышнего
Аллаха о его пророке Луте, который ругал свой народ за это дело. И
разве можно сказать, что отсутствие прямого аята о запрете того, что
делал народ Лута, является разрешенным… Разумный человек никогда не
скажет, что музыка разрешена, по причине того, что в Къуране
отсутствует прямое изложение о запрете музыки". Что же касается
Сунны пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то
она и разъясняет запретность музыки, о которой не сказано прямо в
Къуране. Этих запретов в Сунне имеется множество, и сильно ошибаются
люди, говорящие, что нет достоверных хадисов, указывающих на её запрет.
Достаточно привести один хадис Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, из Сахиха имама аль-Бухари, в достоверности которого не
сомневается ни один учёный: "И появятся в моей общине люди, которые
будут считать дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыкальные
инструменты" аль-Бухари, 5590 Передают со слов Анаса, что Пророк,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Прокляты два звука в
мире этом и в мире ином: дудка - при радости и причитание - при
бедствии". аль-Баззар, ад-Дыя. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Также сообщается со слов Анаса, что посланник Аллаха, да благословит
его Аллах и приветствует, сказал: "Перед наступлением Конца света
участятся провалы, падения и уродства, и произойдет это тогда, когда
люди будут пить вино, брать певиц и играть на музыкальных
инструментах". Ибн Абу Дунья 1/153. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля
ас-Сахиха" 6/236 Также, со слов Абу Хурайры передаётся, что
посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Колокольчики являются свирелями шайтанов". Муслим, 2115.
Сообщается со слов Нафи'а, что однажды, когда Ибн 'Умар, будучи в пути
услышал звуки дудки, он закрыл пальцами уши, а затем, удалившись от
этого места, сказал: "Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сделал то же самое, когда услышал флейту
пастуха". Ахмад, 4535, Абу Дауд 4929, достоверность хадиса подтвердил
шейх аль-Альбани. Как же Ибн 'Умар мог разрешать песни в сопровождении духовных инструментов, если от него достоверно известно обратное. Сообщается, что имам аль-Ауза'и не принимал свадебные приглашения, на которых присутствовали музыкальные инструменты. Мнения великих учёных, из числа наших праведных предшественников по этому поводу: Имам Абу Ханифа сказал: "Песни - грех, а тот, кто их слушает - распутник".
Имам аш-Шафи'и сказал: "Тот, кто принимает участие или связан с этим
(пением и музыкой), тот по сути, занимается пустоделием, потому что
время, потраченное на это, есть пустота и бессмысленность, а значит,
такой человек подобен слабоумному, и мы отвергаем его свидетельство (на
суде)". Имам Ахмад также сказал о песнях: "Это мерзость и запрещено сидеть там, где поют песни".
Что же касается того, что имам Малик, якобы считал музыку и песни
дозволенными, то это ложь, возводимая на учёного. Когда имама Малика
спросили: "Почему некоторые жители Медины позволяют себе пение?" Он
ответил: "Этим занимаются наши нечестивцы". Шейхуль-Ислам Ибн
Таймия сказал: "Пение - это талисман прелюбодеяния. Оно является
причиной непристойных поступков. Попадая под влияние пения и музыки,
души даже самых целомудренных юношей и девушек разлагаются, что
облегчает впадение их в разврат, как это происходит с пьяницами или
наркоманами". На основании вышеупомянутого (Корана, Сунны, а
также мнений признанных и великих имамов нашей общины) ученые говорят
следующее: - Любые песни в сопровождении музыкальных инструментов, даже если они о благом, являются запретными.
- Песни без сопровождения музыки, но о запретном или в исполнении чужих
женщин, на которых по шариату можно жениться - запретны. - Любая музыка без слов, также запрещена.
Если же кому-то недостаточно доказательств из Къурана и Сунны, которые
мы привели, то как говорят учёные, тому только смерти будет достаточно!
Если кто-то считает, что слушание музыки и песен дает сердцу
какую-то пользу, то он глубоко заблуждается, поскольку они причиняют
душе больший вред, чем та мнимая польза, наущаемая шайтаном и радость,
которую они якобы дают. Прекрасно об этом сказал шейх Ибн аль-Къайим:
"Если кто-то привыкает к пению, то непременно в его сердце незаметно
проникает лицемерие. Но если бы человек знал сущность лицемерия, он
замечал бы его в своем сердце. Когда совмещаются вместе в одном сердце
любовь к пению и любовь к Къурану, то непременно одна любовь вытесняет
другую. Мы видели, как труден Къуран для любителей пения, как
недовольны они им, и как они не получают пользу от его чтения. Их
сердца при этом остаются безучастными. Однако, услышав пение, оно
настолько завораживает их, что они с радостью готовы слушать его до
поздней ночи. Поэтому они предпочитают слушание песен и музыки,
слушанию Къурана. Редко можно встретить большого любителя музыки и
пения, который не был бы самым нерадивым среди людей в том, что
касается молитвы, а особенно коллективной молитвы, совершаемой в
мечети". Что из этого является дозволенным? Дозволенным же
является то, о чём сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует: "Грань между дозволенным и запретным - удары в бубен и
пение на свадьбе" Ибн Маджда, ат-Тирмизи 'Аиша, да будет доволен
ею Аллах, рассказывала: "Однажды посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, вошел ко мне в то время, когда у меня находились
две девушки, певшие песню (по другой версии хадиса они играли на
бубне). Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: "Свирель шайтана у
пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!" Тогда посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и
сказал: "Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника"". аль-Бухари.
Стихи или песни без сопровождения музыки и побуждающие к благому,
являются дозволенными, а иногда и похвальными. Например, во время
работы, войны, и особенно на свадьбе и в дни праздников Разговения и
Жертвоприношения. Что же касается женщин, то они могут петь и
играть на бубнах только в своем кругу, и их голос не должны слышать
посторонние мужчины. Мусульмане также должны остерегаться того, чтобы их привязанность и любовь к нашидам была сильнее, чем любовь к Къурану!
Желающим ознакомиться с этим вопросом более подробно следует см. труды
шейха М. Н. аль-Альбани: "Тахрим алятут-Тарб", и шейха Сальмана
аль-'Ауды: "аль-Хиуаруль-хади ма'а шейх Мухаммад аль-Гъазали". В этих
трудах содержится опровержение тем, кто не считал музыку запретной.
И в заключение мы воздаем хвалу Аллаху - Господу миров и просим Его
даровать нам знание, посредством которого, мы будем отличать истину ото
лжи!
www.al-azkar.com